Класс:1
Раздел III «Добротолюбие»
Урок № 22
Тема урока:Кротость и гнев. Чтение поучительных рассказов.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Учебная:
- познакомить с понятиями «кротость» и «гнев», как качествами характера человека;
- учить понимать смысл гневливых поступков и опасности пребывания в гневе;
- рассматривать кротость как черту духовного человека, как дар Божий;
Развивающая:
-развивать навыки чтения прозаических произведений и стихов;
- развивать чувство смирения, умение бороться с гневом, сдерживать негативные поступки
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к Богу и людям.
Методы и технологии обучения: Информационные и коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, здоровъсберегающие технологии,
Средства обучения: мультимедийная презентация, карточки с текстом сказки, смайлики, волшебный мешочек, коврик, шаблоны птичек.
Словарь понятий и терминов: «кротость», «гнев».
Оборудование: схемы, иллюстрации по теме, Библия, толковый словарь, компьютер.
Ход урока
1.Организационный момент
-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по стране Добротолюбии.
-Что берут с собой люди, когда отправляются в путешествие?
-Правильно, ребята. А ещё очень важно с каким настроением мы отправимся, с какими чувствами. Перед вами лежат смайлики: с одной стороны - улыбка, хорошее настроение; с другой стороны- грусть, плохое настроение. Покажите мне пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок.
Слайд №2.
Карта страны Добротолюбии.
- Все путешественники, отправляясь в дальние страны, обязательно имели карту. Вот перед нами карта, где обозначены места наших остановок. Назовите их, ребята.( Город Кроткий, река Гневная)
- Какие слова вам известны?
- Сегодня мы с вами познакомимся со значением этих слов, выясним, как применять характеристики этих слов в повседневной жизни.
- Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта: поезд, автобус, самолёт.
2. Мотивационный этап
"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
3.Усвоение новых знаний
Слайд №3
- Мы прибыли в город Кроткий. Как вы понимаете название этого города? Какие люди живут в нём?
- Я хочу рассказать вам притчу
Слайд №4
- Дорогие друзья, давайте сегодня поразмышляем о том, что такое кротость, и чем отличатся кротость природная от божественной.
Объяснение учителя
Слайд № 5
Определение кротости:
Кротость — это качество характера человека.
В обществе людей под кротостью понимается незлобивый и отходчивый нрав человека, охотно прощающего другим обиды.
Кротость входит в число новозаветных заповедей блаженства. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю".
Кротость также является одним из девяти плодов Святого духа. (Википедия)
Что такое природная кротость?
Это унаследованное свойство характера человека. Внешне это выглядит так: человек мягок в общении, не злобив, легко прощает своим обидчикам, учтив и приветлив по отношению к людям, никогда не повышает голоса. Это, как клише, запечатленное на внешнем образе человека, своеобразная форма, в которую заключена личность. При благоприятных условиях эта черта характера развивается и утверждается в человеке. Для посторонних людей это очень приятный человек, с которым легко общаться.
Слайд №6
Что такое Божественная кротость?
Это полный отказ от своего "я" в угоду Богу. Что здесь имеется в виду?
1. Вынесение Бога на первый план. "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: " (Матф.22:37)
Это огромная работа души и духа по воцарению Христа, Агнца Божия, внутри себя. Она невозможна без благодати, дарованной Святым Духом.
Слайд № 7
2. Стать подобным кроткому Агнцу – Иисусу Христу. Ведь, Он, будучи на кресте, умолял Отца простить своих палачей. Это также требует полного подчинения всех своих чувств, амбиции, помыслов Богу Отцу. Даже когда вас бьют, унижают, обкрадывают, хулят, вы остаетесь кроткими, но уже не для себя самого, а для Бога. Ради Его любви к вам. Такая кротость является Божественной и угодна Богу. Она дается свыше, как дар, культивируется человеком и в дальнейшем приносит плод – дух кротости – украшение для верующего человека. Это уже не просто внешнее проявление кротости, но внутреннее обожествление.
Слайд № 8
3. Божественная кротость следует рука об руку со смирением.
"возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;" (Матф.11:29)
Слайд № 9
Вывод:
Кроткий- незлобливый, покорный,смиренный, уступчивый, мягкий.
Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят (прп.Анатолий)
Физкультминутка
Слайд № 10
Слайд№11
- Перед нами Река Гневная. Посмотрите как бушуют её воды. Как же нам преодолеть эту стихию? Ведь наши чувства и поступки иногда тоже похожи на бурную горную реку.
Слайд № 12
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. (Еф.4:26)
- Гнев бывает плохой и хороший. Сам Бог проявляет святой гнев. Гнев — это чувство сильного возмущения и негодования. Он, как и все остальные чувства, дан человеку Богом, и требует правильного управления. Когда Бог гневается, Он, в отличие от современных людей, ничего вульгарного не совершает. Библия говорит: «Гневаясь, не согрешайте» (Ефесянам 4:26).
Оказывается, можно гневаться, но в грех из-за этого не впадать. И радуясь, и гневаясь можно либо согрешить, либо нет. Библия предостерегает нас сдерживать себя, когда мы во гневе, потому что в таком состоянии можно натворить то, чего не желаешь и о чем пожалеешь.
Слайд № 13
Притча о гвоздях
Восточная притча Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
4.Практические задания
- КАК БОРОТЬСЯ С ГНЕВОМ?
Слайд № 14
Игра "Разозлились ― одумались". По сигналу «разозлились» ребята напрягают тело, сжимают кулаки; по сигналу «одумались» - расслабляются и улыбаются.
Слайд № 15
Упражнение “Рычи лев”
- Представьте, что вы две стаи львов. Встаньте друг напротив друга и попробуйте перерычать соседнюю стаю. Приготовились, начали. ( дети принимают позу львов и по команде начинают рычать друг на друга кто громче.)
Слайд № 16
Игра “Волшебный мешочек”
- У меня есть волшебный мешочек (демонстрация), если хочешь сказать плохое слово, отойди в уголок и оставь все “плохие” слова в волшебном мешочке. Завяжи мешочек и спрячь. (давайте попробуем)
Слайд № 17
Игра “Коврик злости”
- А ещё у меня есть коврик, когда вы чувствуете что у вас плохое настроение при входе в школу, домой нужно вытирать ноги о коврик пока настроение не улучшится.
Давайте попробуем.
(Ребенок вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.)
Слайд №18
Упражнение “Возьми себя в руки”
- Как только ты чувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то обидеть, есть хороший способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. (давайте попробуем все вместе)
Слайд № 19
-Давайте прочитаем сказку о заговоренной водице.
- Чему учит нас эта сказка?
5.Творческая работа.
- У вас на партах находятся шаблоны птичек. Давайте вырежим их.
Упражнение “Птица счастья”.
- Ребята, вот это птичка счастья (демонстрация), у кого на пальчике она посидит у того сбудется желание. Давайте загадаем желание и посмотрим, сбудется оно или нет,( каждый ребенок помещает птичку на пальчик, он загадывает желание; так как у птички смещенный центр тяжести, то на каждой руке она будет сидеть, следовательно желание могут смело загадывать все).
Рефлексия.
- Ребята, с какими эмоциями мы сегодня познакомились? Что мы узнали? (ответы детей).
- Гневаться может каждый, но гнев не дает человеку правильно себя вести и каждый человек может усмирить свой гнев, как? (ответы детей).
4.Обобщение знаний. Подведение итогов.
Слайд № 20
- О чём мы говорили на уроке?
- Что узнали нового?
- Что стало самым важным для каждого?
- Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились