СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по двум темам: "В гавани афинского порта Пирей" и "В городе прекрасной Афины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совмещенный конспект урока по двум темам: "В гавани афинского порта Пирей" и "В городе прекрасной Афины". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по двум темам: "В гавани афинского порта Пирей" и "В городе прекрасной Афины"»

Тема: « В гаванях афинского порта Пирей. В городе прекрасной Афины».


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих учеников.

Приветствие, знакомство со слов учителя с предстоящей работой на уроке

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним какие события произошли в Элладе в 490 г. до н.э.?





  1. Укажите причины греко-персидских войн:

    1. ненависть персов к грекам;

    2. завоевательная внешняя политика персов;

    3. ненависть греков к персам.

  2. Кир – Дарий – Ксеркс. Что объединяет эти имена:

    1. правители Персидской державы;

    2. предводители персидского войска, воевавшего с греками;

    3. правители греческих городов?

  3. Кого Народное собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами:

    1. Аминий;

    2. Мардоний;

    3. Мильтиад?

  4. Укажите дату Марафонского сражения:

    1. 500 г. до н. э.;

    2. 480 г. до н. э.;

    3. 490 г. до н. э.?

  5. Кто был инициатором создания флота греков накануне персидского вторжения:

    1. Мильтиад;

    2. Фемистокл;

    3. Перикл?

  6. Как звали спартанского царя, войско которого заняло Фермопильский проход и преградило путь врагам:

    1. Леонид;

    2. Архидам;

    3. Пётр?

  7. Укажите дату сражения в Фермопильском ущелье:

    1. 500 г. до н. э.;

    2. 480 г. до н. э.;

    3. 490 г. до н. э.?

  8. Укажите дату Саламинского сражения:

    1. 500 г. до н. э.;

    2. 480 г. до н. э.;

    3. 490 г. до н. э.?

- На Элладу напали персы, которые захватили всю Малую Азию. В 490г до н.э. произошла Марафонская битва афинян с персами.


завоевательная внешняя политика персов








правители Персидской державы;



Мильтиад





490 г. до н. э.







Фемистокл






Леонид





480 г. до н. э.





480 г. до н. э.


Вывод учителя по предыдущей теме урока

Греко-персидские войны оказали огромное влияние на развитие обоих стран, но большее влияние оказали на Грецию: утвердилось положение Афин и Спарты, возрос авторитет Греции, был создан Афинский морской союз.

Слушают учителя

Подведение к новой теме урока

Как ранее мы с вами говорили, в результате греко-персидских войн был создан Афинский морской союз. Сегодня на уроке мы рассмотрим афинский порт Пирей, а так же устройство самих Афин.

Слушают учителя

Объяснение новой темы урока




1. Афинский морской союз;






































































В городе прекрасной Афины









































План:

1. Афинский морской союз;

2. В городе прекрасной Афины.

После изгнания персов греками были отстроены города. Для того, чтобы бороться с персами они создали союз греческих государств, который назывался Афинским морским союзом. По договору с персами их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. В греческих городах устанавливалась власть демоса- демократия.

- Что в переводе с греческого означает – «демос», «демократия»?

Значит городом управлял народ, наибольшей демократии достигли Афины.

Давайте на нашем уроке заглянем в этот город. Если бы мы были странниками и плавали по морям, время от времени приближались к суше, то наш корабль должен был бы зайти в гавань. Познакомиться с жизнью в порту, в порту Афинского города.

Порт в Афинах назывался Пирей, располагался в 5-6 км от самого города.

Откройте с. 167 рассмотрите план расположения порта, ознакомьтесь с легендой плана.

- Что означает красная линия с зубчиками?

- Как они расположены на плане?


- Что показывают две параллельные линии на плане?


- Ребята у греков до основания порта Пирей, корабли причаливали в порт Фалер, почему его перенесли в Пирей? Посмотрите на план внимательней.

В порте Пирей располагались не одна а 3 гавани, 2 военных и одна торговая.

Познакомьтесь с содержанием п 1. «В военных гаванях» самостоятельно.


Вопросы по прочитанному:

- Что мог увидеть странник в военной гавани?

- Что означают слова: вервь, Совет пятисот.


- Вы узнали, что богатые граждане вынуждены были снаряжать боевые корабли за свой счет. Предположите на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах?

- Рассмотрите иллюстрацию. Представьте мы с вами приплыли на корабле Пирей, сошли на берег, глядя на картину, скажите в какой гавани мы оказались?

- Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели?

- На пристани чем заняты люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить?

- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось в греками?

- Ребята, ознакомьтесь с п 2, и ответьте на вопрос за счет чего пополнялась казна Афинского государства?



- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах?


П.3 зачитает вслух один из учащихся.

- Где применялся труд рабов?

- Кто мог быть рабом в Древней Греции?

Зачитайте исторический документ с 168.

-Все ли свободные афиняне могли владеть рабами?


Длинные стены соединяют Афины с Пиреем.

И вот мы вступаем в Афины! Идем по улицам, которые, однако, не кажутся нам привлекательными: они узкие и кривые, не имеют мостовых, и поэтому в это жаркое утро на них пыльно и душно. С двух сторон улицы видны невзрачные дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один - два этажа. Дома будто повернулись к улице спиной. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Мы с вами находимся в районе Афин, где живут гончары. Эта часть района называется Керамик (по гречески – «кЕрамос» - глина). Какие однокоренные слова вы знаете?


Войдем в одну из многочисленных гончарных мастерских, расположенных в Керамике. В углу двора находится круглая печь для обжига посуды, за забором дымится печь соседней мастерской. Мы увидим хозяина мастерской, покупателя, носильщиков сосудов и работников. Один из них месит ногами глину в прямоугольном бассейне, другой, стоя на коленях, разминает глиняное тесто. Третий работник вращает руками гончарный круг, четвертый формирует сосуд. Два художника расписывают вазы.

Как вы думаете, кто из работников является свободным, а кто – рабом?

Обратим внимание на сосуды. Они отличаются не только по форме, но и по цвету.

В Греции было два стили вазописи: чернофигурный и краснофигурный.

Давайте прочитаем отрывок из текста об этих стилях и ответим на вопрос: какой стиль более ранний и почему?

Агора.

Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору.

В утренние часы на Агоре слышны громкие крики торговцев. Подойдем с вами к храму Гефеста. Вспомните, какие здания были в Керамике?

А как вы думаете, почему общественные здания – храмы, стадионы и театры строились большими и красивыми?

Храм Гефеста представляет собой окруженное колоннами прямоугольное каменное здание с двускатной крышей; колонны и стены храма располагаются на трехступенчатом основании. Посмотрите на схему. Как оно называется?

Если бы мы зашли внутрь храма, то убедились бы, что внутри он не был построен. Здесь стояла статуя бога, которому он был посвящен; находились ценные предметы, подаренные храму богатыми людьми; в некоторых храмах находилась казна полиса. Праздники в честь бога проводились не внутри храма, а снаружи – на площади. Поэтому строители стремились достичь того, что именно внешний вид храма был наряден и красив.

Работа с иллюстрацией в учебнике «Храм Гефеста и правительственные здания»

Ниже храма Гефеста расположено длинное полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. Прочитайте, как оно называется?

В Афинах и других греческих полисах было много портиков. Здесь было удобно назначать встречи, обсуждать дела. Портик защищал от прямых солнечных лучей, но там не было душно, т.к. постоянно дул ветерок.

Прогулка по Акрополю.

Серый шифер. Белый тополь.

Пламенеющий залив.

В серебристой мгле олив

Усеченный холм – Акрополь.

Ряд рассеченных ступенЕй,

Портик тяжких Пропилей,

В сетке легких синих тЕней,

И за грудами камЕний

Искры мраморных аллей.

Небо знойно и бездонно –

Веет синим огоньком.

Как струна звенит колонна

С ионийским завитком.

За извивами Кефиза

Заплелись уступки гор

В рыже-огненный узор…

Луч заката брызнул снизу…

Над долиной сноп огней…

Реет пламенем над ней он

В горне бронзовых лучей

Загорелый ЭрехтЕйон..

Ночь взглянула мне в лицо.

Черны ветки кипариса.

А у ног, свернув кольцо,

Спит театр Диониса.

Это стихотворение Максимилиана Волошина, которое он написал под впечатлением от своей прогулки по Акрополю.

И теперь мы с вами совершим подобное путешествие.

Перед вами схема Афинского Акрополя. Вы должны подписать названия памятников, о которых мы будем говорить.

А) История строительства.

Акрополь – общественный и культурный центр Афин. Он был разрушен во время Греко-персидских войн.

Вспомните в каком веке это было и кто командовал персидскими войсками?

Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало Фидию. Он руководил строительными работами на Акрополе. Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись его творческие и организаторские способности, а талант скульптора достиг зрелости.

Б) Архитектурный ансамбль

Афинский Акрополь («верхний город») стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом (150 м над уровнем моря). Он был сосредоточием всех высших святынь афинян. Рядом – театр Диониса.

Давайте войдем в Акрополь с запада через центральный вход – Пропилей.

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилей,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Так выразил свои чувства от увиденного поэт Д.С. Мережковский.


Пропилеи (давайте найдем их на схеме и отметим цифрой 4) построил архитектор Мнесикл. Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных.

Слева к Пропилеям примыкала пинакотека - картинная галерея (найдем на схеме и отметим цифрой 3), в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам.

Справа от Пропилей находился крошечный, изящный, легкий храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы (найдем на схеме и отметим цифрой 2).

Как вы думаете, почему богиня победы осталась без крыльев?


Пройдя через ворота Пропилей, мы оказываемся на удлиненной площади. В центре площади когда-то возвышалась огромная ( 17 метров) статуя Афины Промахос (т.е. воительницы), покровительствующей Афинам. (найдем на схеме и отметим цифрой 5)

Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Эта статуя хорошо была видна со всех сторон города и даже с моря. Ныне площадь пуста, т.к. статую уничтожили еще в XIII веке суеверные рыцари-крестоносцы.

Правее статуи Афины Промахос находился знаменитый Парфенон (найдем на схеме и отметим цифрой 7).

Храм Парфенон посвящен Афине Парфенос (т.е. Деве). Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом, он стал одним из прекраснейших греческих храмов. Огромный и могучий, построенный из золотисто-розового мрамора, Парфенон стоял на возвышающемся участке голой серой скалы.

Центром храма была колоссальная 12-метровая статуя Афины Парфенос работы Фидия.

Она была из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На гребне шлема Афины – сфинкс и пегасы. На ладоне правой руки помещались статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит (эгиду), на внешней стороне щита – битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея, - сцена битвы богов с гигантами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи.

Печальна судьба Парфенона. Он был разрушен в 1687 году в ходе войны венецианцев с турками, под игом которых находилась Греция. Во время осады Афинского Акрополя ядро, пущенное из венецианской мортиры, попало в Парфенон, где был расположен турецкий пороховой склад. Взрыв превратил прославленное здание в руины. Хотя, как писал Корбюзье, «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах».

Напротив Парфенона возвели Эрехтейон. (найдем на схеме и отметим цифрой 6)

Он построен на том месте, где произошел легендарный спор Афины с Посейдоном. Вспомните этот миф?

Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть посвящалась Посейдону. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу.

На этом заканчивается наше путешествие по городу богини Афины.















- народ, власть народа.

















-- стены укреплений.


- Стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон.

- важнейшие дороги из порта в Афины, их было две.

- Удачное расположение, удобные гавани, бухты, дальше от самого города, безопаснее.

Самостоятельное чтение.




Описание учащихся.


- вервь-место где чинили суда

- Совет пятисот- граждане, избирав шиеся по жребию из народа, которые следили за порядком в военных гаванях.

- власть в Афинах принадлежала богатым людям, знати.


- в торговой гавани.


- стены, огораживающие порт.


Ответы учащихся


- за счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах.

- граждане, переселенцы, рабы.


Один из учащихся зачитывает текст вслух, отвечаем на вопросы, анализируем на основании исторического документа









Художники – свободные, а работники – рабы, т.к. труд их не требует творческой выдумки и однообразен.





Чернофигурная вазопись более ранняя, т.к. более простая.




Работа с иллюстрацией в учебнике




Небольшие и скромные


Народное собрание не жалело средств на возведение общественных сооружений, прославляющих родной город.









Стереобат















Портик

































Работа с раздаточным материалом – схемой Афинский Акрополь в 5 в. до н.э.






5 век до н.э., Ксеркс



Закрепление изученного материала

- Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции?

- здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства.

Рефлексия

ПЗ: Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции?

ППЗ: Сравните устройство египетского общества и древнегреческого.

Отвечают на вопросы, сравнивают

Домашнее задание

Параграфы 36-37, задания в рабочей тетради.

Записывают в дневник.