Середина урока | Вводное задание. Начните урок с загадок о животных. Стоит копна: спереди — вилы, сзади — метла. (Корова.) Столбиком в степи стоит, при опасности свистит. (Суслик.) Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух.) В завитках рога, его дом — гора. (Архар.) Задайте вопросы: "Знаете ли вы, какие это животные? Каких животных Казахстана вы знаете?" В мире животных. Попросите учащихся рассмотреть фотографии. Задайте вопросы: "Каких изображенных животных вы знаете? Что можете о них рассказать? Какие из них обитают в нашей местности?” Информацию можно прочитать в разделе "Фактический материал к уроку" или воспользоваться энциклопедией. Спросите, на какие группы можно разделить перечисленных животных. (Дикие и домашние.) В случае затруднения задайте наводящие вопросы: "Где живет каждое животное? Чем питается?” Дикие и домашние животные. Предложите ученикам посмотреть на рисунки. Задайте вопросы: "Что делает животное на каждом рисунке? Сравните. Чем похожи рисунки? Чем отличается поведение бобра и собаки? Можно ли образовать пары из этих рисунков? Какие пары у вас получились? Почему?" Учащиеся придут к выводу, что рисунки можно объединить в пары следующим образом: питание — бобр самостоятельно добывает пищу, собаке пищу дает человек; лечение — бобр сам зализывает свои раны и заботится о своем здоровье, о собаке заботится человек, водит ее к ветеринару; жилище — бобр самостоятельно строит свою хатку, собаке конуру строит человек. Спросите, наблюдали ли учащиеся в жизни какие-либо из этих действий. Предложите еще раз сравнить рисунки, но теперь найти отличия. Задайте следующие вопросы: "Чем отличается то, как живет бобр, от того, как живет собака? В чем главное отличие? Кто помогает бобру? Собаке?” Первоклассники смогут прийти к выводу, что дикие животные выживают самостоятельно, тогда как домашним помогает человек. Можно спросить: "Что еще диким животным приходится, делать самостоятельно в отличие от домашних?" Мамы и детеныши. Попросите детей перечислить домашних животных. Можно предложить сымитировать, какие звуки произносит каждое животное. Также можно сыграть в игру "Продолжи”: "Мама — индюшка, детеныш... (индюшонок); мама — собака, детеныш... (щенок)" Отработайте также пары курица — цыпленок, кошка — котенок, утка — утенок, гусь — гусенок. Исследуй. Для организации работы раздайте заранее подготовленные изображения известных учащимся домашних животных, их жилищ, корма, средств по уходу. Например: корова, собака, лошадь, сено, скребок, ясли, отруби, кости, коровник, будка, овчарня, конюшня. Ученики в группах должны будут распределить, что человек делает для каждого вида домашних животных, и подготовить выступление. Можно предложить каждой группе выбрать одно животное, о котором они будут готовить информацию. Подумай. Предложите вспомнить, как ведет себя собака. Как ведет себя волк? В чем их сходство? В чем основное различие? Кто знает, почему у них столько общего? Когда-то волк был приручен человеком, одомашнен. Так постепенно, в течение многих лет, он стал собакой. | карточки с изображением известных домашних животных, их жилищ, корма, средств по уходу. |
Конец урока | Это задание предложите выполнить всем первоклассникам индивидуально, а по окончании организуйте взаимопроверку. Обращайте внимание на скорость и правильность выполнения. По окончании предложите еще раз назвать изображенных животных. Ответы Домашние животные: 2, 4, 5, 9. Дикие животные: 1, 3, 6, 7, 8. Животные потерялись. Ученики смогут распределить животных по их жилищам. При выполнении задания они еще раз будут проговаривать названия животных, их жилищ. Организуйте взаимопроверку в парах. Наблюдайте за ходом выполнения задания. Оказывайте поддержку учащимся, испытывающим затруднения в ходе выполнения задания. Ответы Конура — собака, овчарня — овца, конюшня — лошадь, курятник — курица, коровник — корова. | |