СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории искусства "Сюрреализм - это я! Творчество Сальвадора Дали"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории искусства для 5 класса худ.школы "Сюрреализм - это я! Творчество Сальвадора Дали".

На данном уроке происходит знакомство с явлением сюрреализма в искусстве, посредством знакомства с творчеством Сальвадора Дали, а также раскрываются причины возникновения и особенности сюрреализма в искусстве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории искусства для 5 класса худ.школы Сюрреализм - это я! Творчество Сальвадора Дали»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» Г. ИШИМА







План-конспект

открытого урока по истории искусства на тему:

«Сюрреализм – это я. Творчество Сальвадора Дали»









Выполнила:

Преподаватель истории искусства

МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима

Караганова Татьяна Алексеевна







Ишим, 2019

Предмет: История искусства.

Дата проведения: 01.02.2019.

Тема: Сюрреализм – это я. Творчество Сальвадора Дали.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: беседа-лекция.

Метод работы: объяснительно-иллюстративный.

Цель урока: знакомство с творчеством Сальвадора Дали.

Задачи:

  1. познакомиться с понятием «сюрреализм»;

  2. выявить причины возникновения и особенности сюрреализма в искусстве;

  3. познакомиться с произведениями Сальвадора Дали;

  4. побудить интерес к изучению истории искусства;

  5. продолжить воспитание эстетического вкуса в области изобразительного искусства;

  6. продолжить развитие памяти, внимания, воображения.

Оборудование и материалы для учителя: компьютер, телевизор, презентация «Сюрреализм – это я. Творчество Сальвадора Дали», доска, раздаточный материал.

Оборудование и материалы для обучающихся: рабочая тетрадь, ручка.

Зрительный ряд:

  1. Анри Матисс «Танец», 1910.

  2. Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907.

  3. Эдвард Мунк «Крик», 1893.

  4. Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами», 1919.

  5. Андре Массон «Автоматическое письмо», 1921.

  6. Джорджо Кирико «Меланхолия и мистерия улицы», 1914.

  7. Джорджо Кирико «Песня любви», 1914.

  8. «Автопортрет с рафаэлевской шеей», 1921.

  9. «Плоть на камнях», 1926.

  10. Кадры из фильма «Андалузский пёс», 1929.

  11. «Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими у неё на плече», 1937.

  12. «Галарина», 1945.

  13. «Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой», 1945.

  14. «Постоянство памяти», 1931.

  15. «Сон», 1937.

  16. «Венера Милосская с ящиками», 1936.

  17. «Пылающий жираф», 1936.

  18. «Осенний каннибализм», 1936.

  19. «Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны», 1936.

  20. «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты», 1935.

  21. «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за минуту до пробуждения», 1944.

  22. «Тайная вечеря», 1955.

  23. «Атомная Леда», 1949.

  24. «Мадонна Порт-Льигата», 1950.

  25. «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба», 1958-1959.

  26. «Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы», 1958.

  27. «Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды», 1950.

  28. Обложки Сальвадора Дали для журнала «Vogue», 1939, 1944, 1946.

  29. «Dali Atomicus», 1948. Фотография Филиппа Халсмана.

  30. Книга «Усы Дали», 1954. Фотографии Филиппа Халсмана.

  31. Иллюстрации Сальвадора Дали к сказке «Алиса в стране чудес», 1969.

  32. Логотип Сhupa-Сhups от Дали – 1969 года.

  33. Плакат для «Евровидения», 1969.

  34. Фотографии сюрреалистической вечеринки 1792 года.

  35. Сальвадор Дали с домашним муравьедом выходит из парижского метро, 1969.

  36. «Ласточкин хвост», 1983.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. [Том 7]. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVIIXIX веков. – 3-е изд., перераб. / ред. коллегия: М. Аксёнова, Н. Майсурян, Н. Масалин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. – 608 с.: ил.

  2. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М.: Сварог, 1998 г.

Электронные ресурсы:

  1. ХХ век глазами гения. URL: http://www.dali-genius.ru/painting.html

  2. История изобразительного искусства. Сюрреализм. URL: http://www.arthistory.ru/surrealism.htm

  3. Сюрреализм. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2a8824b-b9d1-d84a-3049-4aa04d8645c9/1010673A.htm


План урока:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)

  2. Актуализация знаний.(5 мин.)

  3. Знакомство с новой темой. (25 мин.)

  4. Подведение итогов по теме. (10 мин.)

  5. Рефлексия. (1-3 мин).


Ход занятия:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


  1. Актуализация знаний. (5 мин.)

(СЛАЙД 1)

Сегодня мы продолжаем наш разговор об авангарде, поэтому нам необходимо вспомнить что такое авангард. (предполагаемый ответ: авангард – обобщённое название течений в искусстве, возникших в начале XX века)

С какими авангардными течениями мы уже познакомились? (предполагаемый ответ: фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм)

Кому из художников принадлежат эти картины? (предполагаемый ответ: «Танец» – Анри Матисс, «Авиньонские девицы» – Пабло Пикассо (СЛАЙД 2), «Крик» – Эдвард Мунк, «Мона Лиза с усами» – Марсель Дюшан (СЛАЙД 3))


  1. Знакомство с новой темой. (10 мин.)

Сегодня мы знакомимся с сюрреализмом. Запишите тему сегодняшнего занятия: «Сюрреализм – это я. Творчество Сальвадора Дали» (СЛАЙД 4).

Сюрреализм (от фр. «сверхреализм») – направление в искусстве, возникшие во Франции в 1920-х годах.

Для начала необходимо разобраться с названием, так как название всегда даёт ключ к пониманию. Слово «сюрреализм» произошло от фр. слова «сверхреализм», но данный термин должен был подчёркивать вовсе не сверхточное и сверхправдивое изображение реальности, как может показаться на первый взгляд, а стремление художников подняться над реальностью. На формирование сюрреализма оказали влияние принципы психоанализа Зигмунда Фрейда. Австрийский психоаналитик основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления, образа из сновидений и т.п., высказывает все, без разбору мысли, которые приходят в голову. Фрейд, а вслед за ним и сюрреалисты, считали, что бессознательное – это важнейшая сфера человеческой психики, и что, сновидения очень значимы для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступков человека). Главная цель сюрреалистов: через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира. Главное понятие сюрреализма – сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты полагали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий.

Французский художник Андре Массон использовал метод автоматического письма (СЛАЙД 5): он водил тушью по бумаге, и случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые изменялись при следующем движении руки. Птица могла превратиться в женщину, а затем в каплю, и наоборот. Художника завораживал этот процесс. Подчас рождались очень цельные композиции, наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными, таинственными узорами.

Андре Массон считал, что для бессознательного творчества необходимо соблюдать три условия:

1. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу;

2. Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;

3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.

По определению Андре Бретона – основателя сюрреализма, сюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

В своей книге «Сюрреализм в живописи» (1928 г.) Бретон выделил главные принципы сюрреализма: автоматизм, сновидческие образы и использование «обманок». Отличительной особенностью многих полотен стали реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их окружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях.

Свои собрания сюрреалисты называли «сны наяву». Во время своих «снов наяву» сюрреалисты играли в «буриме»: они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза «изысканный труп будет пить молодое вино». С тех пор игру называли «Изысканный труп», а со временем её видоизменили: стали не писать, а рисовать. Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей.

Первые сюрреалистические картины появляются ещё в 1914 году, их автор – Джорджо Кирико (СЛАЙД 6).

Но символом сюрреализма стало творчество испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989) (СЛАЙД 7).

Я начну рассказ о Сальвадоре Дали цитатой из его книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»:

«В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь – Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно росли». Но в зрелом возрасте Дали говорил, что хотел бы быть только Сальвадором Дали. У Дали был брат, которого звали Сальвадор, он умер в семилетнем возрасте, случилось это за три года до рождения художника. Сальвадора, как вы поняли, назвали в честь брата. Всю жизнь Сальвадор жил с ощущением присутствия несуществующего двойника и признавался, что все выходки которые он совершает, он делает с целью доказать самому себе, что он живой брат, а не мёртвый.

Дали рано начал рисовать и мечтал иметь собственную мастерскую (чердак). Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве (дверь и вишни).

В ранние годы Дали страстно увлекался импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, но при этом в отличие от многих представителей авангарда всегда почитал классиков (СЛАЙД 8-9).

В 1922 Дали поступил в мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Из академии Дали был исключён из мадридской Королевской академии изящных искусств в 1926 за дерзкое поведение. Сам Дали пишет об этом следующее:

Через год я сдавал экзамен по истории искусства.

Я горел желанием произвести впечатление и был прекрасно подготовлен. За столом восседала комиссия из трёх профессоров. Я подошёл, взял билет и изумился удаче – тему я знал превосходно. И вдруг мною овладела непреодолимая апатия и я, более не раздумывая, при всём народе объявил потрясённым профессорам, что не буду отвечать:

– Весьма сожалею, – сказал я, – но я не считаю для себя возможным сдавать экзамен тем, чей интеллектуальный уровень несравненно ниже моего. Слишком глубоко моё знание предмета!

Но к тому времени уже состоялась первая персональная выставка Дали и его знакомство с Пабло Пикассо. Имя и работы Дали привлекли к себе пристальное внимание в художественных кругах.

В 1929 Луис Бунюэль и Сальвадор Дали снимают фильм «Андалузский пёс» (СЛАЙД 10-11). Знаковой и узнаваемой можно назвать сцену, которой открывается фильм – Луис Бунюэль правит лезвие бритвы, с балкона любуется полной луной, после этого бритвой режет по глазу девушку, сидящую в кресле. Картина полнолунья украшается тонким кружевным облаком, которое пересекает лунный диск. Сюрреалистические картины чередуются – из дыры в руке выползают муравьи, оторванная кисть руки. Мужчина тащит пару роялей, на которых лежат полуразложившиеся дохлые ослы и священники. Люди стреляют друг в друга. Женщина перекатывает отрубленную руку по мостовой. Фильм был снят за две недели по мотивам двух снов Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля.

В 1929 Дали создаёт свои первые сюрреалистические полотна (СЛАЙД 12). Обычно в них на фоне пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиеся или разрушающиеся формы которых выписаны художником не как туманные миражи, а абсолютно чётко. Его творческий почерк определился окончательно.


В 1929 Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар (СЛАЙД 13-16) (урождённой Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У неё было прозвище Гала (франц. «праздник»). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой.

В 30-х Дали много путешествовал – ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США, продолжая писать (СЛАЙД 17-32). С его прибытием в Америку страну охватила «сюрреалистическая лихорадка».

После войны, в 1948, Дали вернулся в Испанию. Европа также с неубывающим интересом следила за его творчеством.

Сальвадор Дали проявил себя в разных сферах деятельности:

Некоторое время он создавал обложки для «Vogue» (СЛАЙД 33).

Дали с удовольствием позировал американскому фотографу Филиппу Халсману, и сотрудничестве с ним была создана книга «Усы Дали» (СЛАЙД 34-36).

Дали стал автором необычные иллюстраций к всем известной сказке Льюиса Кэрролла «Алисе в стране чудес» (СЛАЙД 37-38).

Дали проявил себя и в рекламной деятельности: логотип «Чупа-чупс», плакат «Евровидение», а также съёмки в рекламном видеоролике шоколада «LANVIN» (СЛАЙД 39-41).

В 1972 году состоялась сюрреалистическая вечеринка, одним из организаторов которой был известный художник. Приглашённые гости должны были продумать свой сюрреалистический образ до малейших деталей (СЛАЙД 42-43).

В 1982 умерла Гала. Роль гениального безумца сделалась не под силу осиротевшему художнику, и с тех пор до конца дней он жил затворником (СЛАЙД 44).


  1. Подведение итогов по теме. (10 мин.)

Ребята, сегодня на занятии мы познакомились с творчеством самого яркого представителя сюрреализма. Можете ли вы ответить на следующие вопросы:

  1. Почему направление сюрреализм имеет такое название? (предполагаемый ответ: данный термин должен был подчёркивать вовсе не сверхточное и сверхправдивое изображение реальности, как может показаться на первый взгляд, а стремление художников подняться над реальностью)

  2. Что повлияло на формирование сюрреализма? (предполагаемый ответ: на формирование сюрреализма оказали влияние принципы психоанализа Зигмунда Фрейда. Сюрреалисты, считали, что бессознательное – это важнейшая сфера человеческой психики, и что, сновидения очень значимы для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступков человека).

  3. Назовите основные принципы сюрреализма? (предполагаемый ответ: автоматизм, сновидческие образы и использование «обманок»)

  4. Назовите особенности творчества Сальвадора Дали? (предполагаемый ответ: Сальвадор Дали в своих работах часто использовал образ своей жены, пустынные пейзажи, текучие предметы)

  5. В каких сферах творческой деятельности, кроме живописи проявил себя Сальвадор Дали? (предполагаемый ответ: Сальвадор Дали проявил себя в качестве писателя, сценариста, дизайнера, иллюстратора, модели)


  1. Рефлексия. (1-3 мин.)

Понравился ли вам сегодняшний урок? Понравилось ли вам то, как вы работали на уроке? Спасибо за работу на уроке! На этом наше занятие окончено. До свидания!


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку по истории искусства для 5 класса худ.школы Сюрреализм - это я! Творчество Сальвадора Дали»

Сюрреализм

Сюрреализм

Сюрреализм

Сюрреализм

Андре Массон  «Автоматическое письмо» 1921

Андре Массон

«Автоматическое письмо»

1921

Джорджо Кирико «Меланхолия и мистерия улицы», 1914 «Песня любви», 1914

Джорджо Кирико

«Меланхолия и мистерия улицы», 1914

«Песня любви»,

1914

«Сюрреализм – это я!»   Сальвадор Дали    (1904-1989)

«Сюрреализм – это я!»

Сальвадор Дали

(1904-1989)

«Автопортрет с рафаэлевской шеей», 1921

«Автопортрет с рафаэлевской шеей», 1921

«Плоть на камнях», 1926

«Плоть на камнях», 1926

Кадры из фильма «Андалузский пёс», 1929

Кадры из фильма «Андалузский пёс», 1929

Кадры из фильма «Андалузский пёс», 1929

Кадры из фильма «Андалузский пёс», 1929

«Незримый человек»  1929

«Незримый человек»

1929

Сальвадор Дали и Гала

Сальвадор Дали и Гала

«Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими у неё на плече», 1937

«Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими у неё на плече», 1937

«Галарина» 1945

«Галарина»

1945

«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» 1945

«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» 1945

«Постоянство памяти», 1931

«Постоянство памяти», 1931

«Сон», 1937

«Сон», 1937

«Венера Милосская с ящиками»  1936

«Венера Милосская с ящиками»

1936

«Пылающий жираф»  1936

«Пылающий жираф»

1936

«Осенний каннибализм», 1936

«Осенний каннибализм», 1936

«Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны», 1936

«Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны», 1936

«Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты»  1935

«Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты»

1935

«Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты»  1935

«Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты»

1935

«Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты», 1935

«Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты», 1935

«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за минуту до пробуждения» 1944

«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за минуту до пробуждения» 1944

«Тайная вечеря», 1955

«Тайная вечеря», 1955

«Атомная Леда» 1949

«Атомная Леда»

1949

«Мадонна Порт-Льигата» 1950

«Мадонна Порт-Льигата» 1950

«Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» 1958-1959

«Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба»

1958-1959

«Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы» 1958

«Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы»

1958

«Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды», 1950

«Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды», 1950

Обложки Сальвадора Дали для журнала «Vogue», 1939, 1944, 1946

Обложки Сальвадора Дали для журнала

«Vogue», 1939, 1944, 1946

«Dali Atomicus», 1948 Фотография Филиппа Халсмана

«Dali Atomicus», 1948

Фотография Филиппа Халсмана

Книга «Усы Дали», 1954 Фотографии Филиппа Халсмана

Книга «Усы Дали», 1954

Фотографии Филиппа Халсмана

Усы Дали из книги «Усы Дали»

Усы Дали из книги «Усы Дали»

Иллюстрации Сальвадора Дали к сказке «Алиса в стране чудес», 1969

Иллюстрации Сальвадора Дали к сказке

«Алиса в стране чудес», 1969

Иллюстрации Сальвадора Дали к сказке «Алиса в стране чудес», 1969

Иллюстрации Сальвадора Дали к сказке

«Алиса в стране чудес», 1969

Логотип Сhupa-Сhups от Дали – 1969 года

Логотип Сhupa-Сhups от Дали – 1969 года

Плакат для «Евровидения», 1969

Плакат для «Евровидения»,

1969

Сальвадор Дали в рекламе шоколада «Lanvin», 1968

Сальвадор Дали в рекламе шоколада «Lanvin», 1968

Сюрреалистическая вечеринка 1792 года

Сюрреалистическая вечеринка 1792 года

Сюрреалистическая вечеринка 1792 года

Сюрреалистическая вечеринка 1792 года

Сальвадор Дали с домашним муравьедом выходит из парижского метро, 1969

Сальвадор Дали с домашним муравьедом выходит из парижского метро, 1969

«Ласточкин хвост», 1983

«Ласточкин хвост», 1983