2 | Актуализация знаний | - Ребята, сейчас я прочитаю вам стих, ваша задача понять его смысл. Знают взрослые и дети Много разного на свете, Но пока идут года, Строят люди города. Славятся они церквами, Расписными теремами, В них звонят колокола И сверкают купола. - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (О городах русской земли.) - Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим о городах, которые изображены на картинке. Назовите их. (Москва, Сергиев-Посад, Переславль, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир.) | Слушают учителя Размышляют Отвечают на вопросы |
3 | Активизация познавательной деятельности (сообщение темы и цели урока) | - Ребята, как вы думаете, что эти города образуют вместе? (Золотое кольцо России.) - Молодцы. Сформулируйте тему урока. (Древние города русской земли. Золотое кольцо России.) - Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с городами русской земли и изобразить древнерусский город.) - Ребята, определите, какие задачи нам предстоит выполнить? (1. Познакомиться с городами русской земли. 2. Узнать структуру древнерусского города. 3. Нарисовать древнерусский город.) -Итак, начнем с первого пункта. Вы уже знаете, какие города мы будем с вами рассматривать. И сейчас с некоторыми из них мы немного познакомимся и посмотрим, сильно ли они отличаются с современными городами. Будьте внимательными и понаблюдайте, какие сооружения есть в каждом городе. - Откроем учебник на странице 60. -Верно, чтобы сравнить их с современными городами, посмотреть на их архитектуру. Ребята, что общего было в этих городах, какие сооружения были в каждом городе? (Соборы и церкви, крепости) | Слушают Размышляют Отвечают на вопросы Выполняют задания Размышляют над поставленным вопросом |
4 | Изучение нового материала - анализ конструкции образца (по вопросам); - алгоритм технологии изготовления; - ТБ | - Переходим ко второму вопросу. - Слово город произошло от «гроодить» - отгораживать, те строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов. Город, деревня ли, строился на возвышенности, вблизи рек, озёр. И поэтому наиболее значительными сооружениями древнерусского города являются: - Ребята, что это? - Крепостные стены. Сначала крепостные стены были деревянные. - Однако потом крепостные стены стали делать из камня. Как вы думаете, почему? (Потому что камень-это более прочный и надежный материал, нежели дерево.) - Так, хорошо. Далее в каждом городе были сторожевые башни. Как думаете, для чего они были нужны? (Чтобы видеть издалека врага.) - В промежутках между стенами строятся смотровые башни. Башни были: круглые и кубические. - Какое строение было самое значимое в городе? (Собор) - Собор – крупный храм (церковь). В центре города всегда стоял Собор. Соборы раньше строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, - Также, была отдельная колокольня. Как вы, думаете, зачем городу колокольня? (Чтобы слышать какую-то новость.) - Колокольня звучала «в дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия. - Так, молодцы, ребята. А что еще были в древнерусских городах? (Избы, рынок, колодцы и тд.) - Верно, молодцы, ребята. Как думаете, для чего мы с вами рассмотрели структуру городов русской земли? (Чтобы правильно изобразить древнерусский город.) - Молодцы, правильно. | Отвечают на вопросы учителя, ведут диалог |
5 | Самостоятельная работа | - Сейчас мы плавно с вами переход к следующему пункту. - Давайте прочитаем задание на странице 58. - Представь, будто смотришь на город издалека или сверху. Тебе будет виден сразу весь город. И как он стоит на стрелке реки, и как расположился кремль с башнями и соборами. - Давайте проанализируем некоторые работы. - Итак, как на первой работе изображен город, что вы можете сказать о нем? А вторая работа? - Какими материалами выполнены работы? (Простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами.) - Какие предметы изображены? (Смотровая башня, крепость, собор, избы, колодец, река.) - Композиционным центром на всех работах является… (Собор.) - С чего мы начинаем рисовать? (С определения ракурса.) - Что мы намечаем в первую очередь? (Горизонт, композиционный центр) - Что будет является композиционным центром? (Собор) - Что мы изобразим первым? (Реку) - Что мы рисуем после реки? - Верно, мы начинаем рисовать смотровые башни и крепость. - Далее, что мы рисуем? (Дополнительные детали: избы, колодец, рынок и тд) - Итак, готовы приступить к работе? Тогда начинаем. - А я по ходу вашей работы внимательно слежу за точностью выполнения, за выполнением правил безопасной работы с ножницами. Если у вас возникнут вопросы, вы можете обратиться ко мне. -Кто закончил рисовать эскиз, может приступить к работе с красками. | Рисуют |
6 | Окончание урока: - выставка работ; - обобщение и систематизация знаний и умений; - оценка деятельности детей и качества работ; - рефлексия | - Организуем выставку наших работ. - Возьмите свои работы и положите их перед доской. Оцените свою работу и работу своих одноклассников. - Давайте вспомним, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель мы ставили вначале урока? Смогли добиться ее? -Ребята, для чего в городе нужны были колокольни? - А для чего нужна смотровая башня? - А для чего нужна была крепость? Из чего она сделана? - Вы все большие молодцы, хорошо потрудились сегодня на уроке. - Вернитесь на свои места. Спасибо вам больше за работу на уроке. Сейчас уберите свои рабочие места, для этого вспомним правила уборки рабочего места: После окончания занятия произведите уборку рабочего места. Соберите все материалы и аккуратно уберите их. Вымойте руки. Обо всех недостатках, обнаруженных во время урока, сообщите учителю. Выходите из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину. | Организуют выставку работ, проводят рефлексию. |