Конспект урока по теме: «Ковалентная полярная химическая связь».
1. Организационный этап
-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Кто отсутствует на уроке? Итак, сегодня мы с вами напишем самостоятельную работу, далее проверим домашнюю работу, перейдём к изучению нового материала.
-Какую тему мы закончили проходить на прошлом уроке? (Ковалентная связь)
Самостоятельная работа.
2. Проверка домашнего задания. Стр. 70 упр. 1,2,3,5.
3. Изучение нового материала.
2 слайд
Запишите число и тему урока: «Ковалентная полярная химическая связь»
Цель: Изучить механизм образования ковалентной полярной связи, чем отличается между собой полярная и неполярная химическая связь.
-Мы с вами рассмотрели механизм образования ковалентной неполярной связи- то есть связи, образованной между двумя одинаковыми атомами неметаллов.
-Но что же происходит когда ковалентная связь образуется между атомами разных элементов неметаллов. Рассмотрим механизм образования молекулы хлороводорода.
-Из каких атомов состоит молекула хлороводорода? (Из атомов водорода и хлора).
1. Атом водорода имеет на внешнем энергетическом уровне один единственный электрон, и до завершения своего внешнего энергетического уровня (первого - на нём может быть не более 2х атомов) ему необходимо ещё одного электрона.
Атом хлора - на внешнем энергетическом уровне имеет семь электронов, до завершения внешнего уровня ему необходимо 1 электрон.
-Рассчитаем сколько неспаренных электронов у каждого из них: у водорода 1, у хлора 1.
2. Атомы водорода и хлора объединяют свои неспаренные электроны и образуют одну общую электронную пару, т.е возникает ковалентная связь. Структурная формула молекулы хлороводорода H-Cl. Какая связь между ними? (Одинарная связь).
3. Так как ковалентная связь образуется между атомами различных элементов- неметаллов, то общая электронная пара будет принадлежать взаимодействующим атомам уже не в равной степени.
-Возникает вопрос, какому из атомов общая электронная пара принадлежит в большей степени?
4. Чтобы ответить на этот вопрос используют понятие «электроотрицательность»
3 слайд
«ЭО»- это способность атомов химического элемента смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.
-ЭО характеризуется как мера неметалличности химических элементов. В порядке уменьшения ЭО химические элементы располагаются в следующий ряд. (3 слайд)
-Самый электроотрицательный элемент в ряду это фтор, далее кислород, азот.
-Величина ЭО зависит от положения в таблице Менделеева:
1. В каждом периоде она возрастает с увеличением порядкового номера элемента;
2. В подгруппе уменьшается.
-Пользуясь рядом ЭО, определяют куда смещается общая электронная пара. Она смещается к атомам элемента с большей ЭО.
-В молекуле хлороводорода общая электронная пара смещена к атому хлора, так как его ЭО больше, чем у водорода.
-В результате на атомах образуются частичные заряды H+0,18 Cl -0,18 .
-В молекуле образуется два полюса - положительный и отрицательный. Поэтому ковалентную связь между такими атомами называют полярной.
-Иногда смещение электронной пары показывают стрелками, а частичный заряд обозначают греческой буквой дельта.
- При составлении формул химический знак менее ЭО элемента пишут всегда первым.
-Алгоритм написания ковалентной полярной связи, такой же, как и у ковалентной неполярной связи, только добавляется ещё один шаг: определяем более электроотрицательный элемент и отображаем полярность связи в структурной формуле стрелкой и обозначением частичных зарядов.
Рассмотрим алгоритм образования связи в молекуле OF2- фторида кислорода.
4. Закрепление изученного материала
4 слайд
-Итак, давайте с вами дадим определение понятию «Ковалентная полярная связь - образуется между различными атомами неметаллов, общие электронной пары смещаются в сторону наиболее электроотрицательного элемента».
5 слайд
1 задание: запишите механизм образования связи в следующих молекулах: SCl2, SO2, HBr.
6 слайд
5. Постановка домашнего задания
Прочитать параграф 12 стр. 70-73 упр. 2,3,4