– Давайте посмотрим на наши фотографии. Вспомните эти счастливые минуты, свои чувства и переживания в те моменты, рассказать о них. – Для чего люди совершают разные поступки? Работа с текстом «Счастье – это когда...» до чтения. – Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.) – А что об этом сказано в тексте? Работа с текстом «Счастье – это когда...» во время чтения. Обычно человек начинает что-либо делать ради достижения какой-то цели. Цель может быть близкой: «Хочу успеть домой, чтобы посмотреть интересную телепередачу». А может быть далёкой: «Хочу научиться кататься на коньках, стать спортсменом и выиграть чемпионат мира». (Трудно, правда?!) Цель может быть совсем простая и направленная только на себя: (То есть связанная только с собственными потребностями.) «Хочу съесть вон то яблоко». А может касаться других: «Хочу сделать так, чтобы моя мама никогда не плакала». Среди многих стремлений человека выделяются мечты. (Есть у вас мечты?) Это наиболее желаемые, но труднодостижимые цели. То, чего очень-очень хочется, но не знаешь, как этого добиться, и не всегда веришь, что это возможно. Один мечтает избавиться от двоек, а другой – научиться подтягиваться на перекладине. Мечта одного – стать крупным бизнесменом, а другого – известным музыкантом. Человек может обдумывать свои цели, представлять себе свои мечты. А может не называть их словами и даже не задумываться, почему он что-то делает. Например, однажды, проснувшись рано утром, он увидит необыкновенно красивый рассвет. Первые лучи солнца словно роняют на листья и крыши домов золотистую пыльцу, а лужи и стёкла загораются волшебным светом. В этот миг человек может не заметить, как подходит к окну и глядит, не отрываясь, на рассвет, забыв об утренних делах. (Бывало с вами такое?) Представь, что ты добился того, к чему долго стремился. (Представляете, что чувствует в этот момент человек?) Или неожиданно сбылась твоя заветная мечта. В этот момент тебя охватывает чувство высшей радости, необычайного душевного подъёма, которое мы называем счастьем. Счастье бывает разное. Бывает – летящее в виде футбольного мяча. (Это чьё счастье?) Бывает – ароматное, горячее, очень вкусное! (А это?) А бывает – такое пушистое, тёплое и мурлыкающее! (У кого есть такое счастье?) Главное, твоё счастье всегда особенное, не похожее на чьё-то ещё. Потому что у каждого человека свои мечты! Работа с текстом «Счастье – это когда...» после чтения. – Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние? – Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.) – Как в тексте объясняется, что такое мечты? – Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты. – Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.) – Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей. – С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему? Работа с иллюстрацией на с. 31. – Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чём сейчас мечтает девочка? (О новогоднем хороводе вместе с друзьями.) – А о чём мечтаете вы? Расскажите друг другу о своих мечтах. |