На доске висят портреты Эзопа , Лафонтена, Крылова . Учитель просит учеников прочитать эпиграф, записанный на доске. Просит записать тему урока . Эпиграф: «Люблю, где случай есть пороки пощипать!» И.А. Крылов Учитель произносит вступительное слово: На предыдущем уроке вы уже начали своё знакомство с баснописцем И.А.Крыловым. А сегодня на уроке у нас есть возможность ещё раз проникнуться басенным творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова, в произведениях которого отразилась по словам Н.В. Гоголя «мудрость самого народа». Та же мысль отражается и в словах выдающегося русского критика В.Г. Белинского: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского» . А какие басни Крылова помните вы? И какие человеческие пороки в них высмеивает автор? | Ученики читают эпиграф, записывают его в тетради. Слушают вступительное слово учителя и озвучивают возможные ответы на заданный вопрос. |
Учитель озвучивает основные аспекты творчества Крылова в жанре басни. «Крылов» (статья из Литературной энциклопедии: В 11 т. - [М.], 1929-1939) http://er3ed.qrz.ru/krylov-articles.htm#encyclopedia1929 основные тезисы из рассказа учителя, которые фиксируют учащиеся: -какой жанр прославил Крылова? -сколько лет было Крылову, когда он перевел первую басню? - в чем особенность басен Крылова? - какие человеческие пороки высмеивает Крылов в своих баснях ? После устной беседы учитель задает проблемный вопрос. «В каком жанре работал И.А.Крылов , прежде чем избрать прославивший его жанр басни ? Что ,на ваш взгляд, послужило причиной обращения Крылова к жанру басни ? «Прежде чем приступить к разору басен , необходимо обратиться к понятиям, без которых анализ басен невозможен. «Давайте вспомним и зафиксируем эти понятия в тетрадях» – Басня Мораль Олицетворение Аллегория | Ученики слушают сообщение учителя и работают в тетрадях , выписывая в столбик особенности творчества писателя и его басен. - Первую басню И.А. Крылов перевел в 11 лет; - Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200. - Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях. - Персонажи басен – животные, растения, предметы - Основа языка басен Крылова — это народный разговорный язык с обильным включением просторечий фразеологизмов, пословиц и поговорок. … Устно беседуют, отвечая на вопросы по содержанию сообщения учителя. Рассуждают и дают свои ответы на проблемный вопрос. (Прежде чем избрать прославивший его жанр басни, Крылов стал известен как драматург, сатирик-журналист и лирик…) Устно формулируют определения (басня, мораль, олицетворение, аллегория) . Затем фиксируют понятия в тетрадь под диктовку учителя. | |
Методический комментарий: На данном этапе происходит решение проблемной ситуации (Опора на книгу В.Г. Маранцмана, Т.В. Чирковской «Проблемное изучение литературного произведения в школе» ). Также, на данном этапе используется метод литературной беседы, метод самостоятельной работы В.В.Голубкова, метод комментирования литературного произведения В.Г.Марансмана, принципы гуманистической педагогики «безусловное принятие», «давай вместе!» Ю.Б.Гиппенрейтер, Этап 3.Анализ басен «Листы и корни», «Ларчик» |
Учитель предлагает учащимся прослушать актерское чтение басен , а затем прочитать эти басни по ролям. Рассмотрите иллюстрации к басням. Как вы объясните иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»? Почему там нет ни листов, ни корней? После прочтения басен, учитель обращается к статьям , которые представлены в учебниках. После прочтения первой басни , учитель просит ответить на вопросы : В чем разница басен Муравьева и Крылова? Какая точка зрения вам ближе и почему? Какова позиция автора в споре Листов и Корней? Где находится мораль басни , и как вы ее поняли? После прослушивания актерского чтения басни «Ларчик», ученики также читают статью к басне, учитель задает вопросы : Какими средствами выразительного чтения актер выявил позицию баснописца ? Где находится мораль этой басни ? как вы считаете почему она расположена вначале? Что , по мнению Крылова, самое важное в этой басне и какие варианты трактовки финальной фразы предлагает автор ( исходя из прочитанной статьи?) Обратите внимание на гравюру по рисунку художника А.Сапожникова «Ларчик», в чем комичность ситуации , изображенной на данной гравюре. Учитель предлагает попробовать себя в роли баснописца и даёт возможность начать самим писать басню . | Ученики слушают актерское чтение , затем читают басни по ролям , соблюдая все нужные паузы и интонации . Рассматривают иллюстрации к басням и высказывают свои предположения. После прочтения басен обращаются к статьям в учебнике (стр39- 40, 42-43). Анализируют басни и статьи, отвечая на наводящие вопросы учителя. Ученики пробуют сами написать басню. |