СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Работа с новыми терминами и понятиями.  Связь устного народного творчества с русской историей.Воспитание чувства патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г.К. Жукова г.о. Краснознаменск


Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе.

(«Литературное чтение. 4 класс.» часть 1. УМК «Перспективная начальная школа». Автор -Малаховская О.В.)

Учитель МБУ СОШ №84 г.о.Краснознаменск: Леськова Людмила Викторовна.

Класс: 4 «В»

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тип урока – урок открытия нового знания.

На уроке использованы СОТ: методика моделирования, индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы в рамках системно-деятельностного подхода.

Цель урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

  • Образовательные:

- познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

- выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

  • Воспитательные:

- показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

- показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

  • Развивающие:

- продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

- продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

- продолжить развитие культуры речи.

- продолжить воспитание сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

- работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

- чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,

- определение авторского отношения к изображаемому;

- работа с разными источниками текстовой информации;

- работа с картинами художников;

- слушание музыки.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.


2.Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные:

Умение:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

- контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

Умение:

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

3.Предметные:

Умение:

-правильно, осознанно, выразительно читать былины;

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.

Организация образовательного пространства:

Оборудование

Опорный лист.

Межпредметные связи:

Музыка, изобразительное искусство.

http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/muz/m2.doc

Ресурсы:

  • выход в Интернет;

  • ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru

Формы работы:

  • фронтальная форма

  • индивидуальная форма

  • работа в паре


Ход урока

  1. Организационный момент Слайд 1

Слава русской стороне
Слава русской старине
И про эту старину
я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!

  1. Актуализация знаний. Целеполагание

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте вспомним. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Учитель. Можно ли все эти примеры назвать одним термином ФОЛЬКЛОР?

Учитель. У вас на столах карточки для работы в паре. Заполните пустые ячейки жанрами фольклора.

Проверка карточек СЛАЙД 2.

Учитель. Один из жанров фольклора – это былины. Слайд 3. (определение понятия).

Учитель. Как вы думаете, о ком люди складывали былины? Слайд 4

Учитель. С какими богатырями вы уже знакомы?


Учитель. А знаете ли вы, где родился Илья Муромец? Слайд 6

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов— отсюда и фамилия. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

Слайд 7

…Как одно-то на небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья Муромец…
Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил в прошлом году памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы
«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…»

Слайд 8

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре.
У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома».
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие..

  1. Определение темы урока.

Учитель. Определите тему урока. Слайд 9

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

II Изучение нового

  1. Прослушивание аудиозаписи отрывка былины.

  2. Словарная работа

На доске устаревшие слова русского языка, встретившиеся в тексте.

Найти и зачитать сноски в учебнике.

Учитель С какой интонацией сказитель читал отрывок из былины?

А сейчас постарайтесь прочитать первую часть былины, соблюдая темп и интонацию.

Чтение сопровождается комментариями, историческими справками.


Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины.

Форма работы: фронтальная

Учитель. Как вы думаете, что же это за «силушка», которую побил Илья – богатырь сказочные существа или кочевники - захватчики?

Учитель. Найдите в отрывке такие подробности, которых не бывает в сказке, а именно конкретные географические названия мест.

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Чтение 2 часть былины


Анализ текста

Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Подтвердите, что в былине используется прием преувеличения.

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)

Учитель. Найдите приметы народного юмора в том, как Илья общается со своим конём.

Учитель. А сейчас зачитайте несколько раз выделенное цветом четверостишье: постарайтесь передать напевность былины. К повтору какой части речи прибегает рассказчик?

Учитель. Какими же качествами обладает Илья Муромец? Ответить на этот вопрос я попрошу вас в группах по 4 человека. На ваших столах карточки, закрасьте красным карандашом качества, которыми можно охарактеризовать Илью Муромца.


Храбрый








Илья Муромец


Вежливый


Чёрствый



Жадный


Сильный



Справедливый


Обидчивый



Грубый


Трусливый



Добрый


Проверка Слайд 10.

Итог урока.

Рефлексивная деятельность.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…


Учитель. Закончить урок мне бы хотелось русскими народными пословицами. Слайд 11.


Учитель. Домашнее задание Выразительное чтение былины.