Тема: Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».
Цели: познакомить с новым разделом; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; развивать память, речь, мышление.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний
1. Анализ проверочной работы
2. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Пусть сказка — вымысел и ложь,
Но здесь прочтешь ты между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!
- Прочитайте медленно жужжащим способом.
- Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с интонацией удивления, с интонацией сожаления, выразительно).
III. Целеполагание
- Прочитайте, что записано у меня на доске. («Чудесный мир классики».)
- Как вы думаете, почему я это написала?
- Еще не изучая данный раздел, можете предположить, что мы в нем будем изучать?!
IV. Работа по теме урока
Введение в новый раздел учебника
- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте его название. («Чудесный мир классики».) Перед тем, как отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?
- Откройте учебник на с. 30.
- Чему мы научимся? (Наблюдать за развитием основной мысли, сравнивать начало и конец сказки, рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями.)
- Прочитайте, чему мы будем учиться. (Наблюдать за особенностями языка сказок, определять отношение к прочитанному и высказывать свое мнение о произведении и его героях, сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.)
- Уточните задачи уроков в этом разделе. На какие вопросы вам хочется получить ответы?
- Какие понятия мы должны изучить?
- Какие из перечисленных писателей вам известны?
- Какие произведения этих писателей вы читали?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
- Как вы понимаете, что такое мир классики? (Классика — образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.)
- Давайте запишем в ваших тетрадях понятие «классика».
КЛАССИКА (от латинского classicus образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
- Другими словами к «Классике» относятся те произведения или труды авторов, которые имеют вечную ценность.
Действительно все прочитанные произведения в этой теме являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.
- Как вы думаете, произведения каких авторов могут войти в этот раздел?
Но кто же эти авторы? На слайде вы увидите портреты писателей. Назовите, кто это?
5. Работа в группах.
Каждый автор имеет свою биографию. Как вы думаете, что такое «биография»?
Биография – ( био + гр.grapho пишу) – жизнеописание.
Вам будут даны карточки с текстом. Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Пётр Павлович Ершов
2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Александр Сергеевич Пушкин
3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. Лев Николаевич Толстой
4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. Антон Павлович Чехов
5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Михаил Юрьевич Лермонтов
-Мы вспомнили имена классиков русской литературы. А какие произведения вы их знаете?
При изучении данного раздела нам встретятся произведения различных жанров. Вспомним, какие жанры вы знаете?
Что такое рассказ? (Рассказ — - малый жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в Р.ограничен.)
- Что такое басня? БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ
Что такое сказка? СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы. ( рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)
VII. Подведение итогов урока
- Какой раздел учебника мы начали изучать?
- Какие произведения в нем мы будем читать?
- Что нового вам хотелось бы узнать?
И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока.
Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений, интересным развитием сюжета и др.).
VIII. Рефлексия
Предлагаю и вам на время стать писателем и написать синквейн на тему «Классика»
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Пример:
Классика
Чудесная интересная
Воспитывает, обучает, развивает
Открывает мир русской литературы
Восхищает
Классика
Чудесная запоминающая
Учит, воспитывает, развивает
Показывает нам прекрасный мир
Незабываемо
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Найти материал о жизни и творчестве П.П. Ершова. Конек-Горбунок
1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.
2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.
3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении.
4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте.
5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет.