Тема: В. Белов «Родничок»
Учитель: Захарова О. В.
Тема | В. Белов «Родничок» |
Цель | Учить воспринимать на слух новое произведение; формировать умение моделировать обложку прослушанного произведения; учить определять героев произведения, составлять схематический план, подводить итог урока; воспитывать умение слушать, в группах выполнять предложенные задания; развивать внимание, память, речь учащихся. |
Планируемый результат | Научатся на слух воспринимать произведение, кратко пересказывать по схематическому плану. |
Основные понятия | Животные, звери, млекопитающие |
Межпредметные связи | Русский язык, музыка, изобразительное искусство |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Литературное чтение» - автор Л. А. Ефросинина, раздаточный материал: модели обложек, цветные карандаши, выставка книг Компьютер, интерактивная доска |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулируют правила поведения на уроке. | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать. | Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке |
II этап . Слушание нового произведения Цель: формировать умение воспринимать на слух новое произведение | Слушают новое произведение | Организует слушание нового произведения | Читает произведение, не называя его. | Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать речь других. |
III этап. Выявление первичного восприятия текста Цель: формировать умение высказывать своё мнение о прослушанном произведении | Участвуют в обсуждении прослушанного. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует работу по определению темы, характера произведения | Беседа - Понравилось произведение или нет? - Когда волновались? - За кого переживали? | Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке |
IV этап. Упражнение в моделировании Цель: формировать представление о сказке | Участвуют в работе по моделированию произведения Под руководством учителя делают вывод. | Включает учащихся в работу по моделированию. Организует работу по правильному называнию книги | Моделирование обложки произведения - Что вы слушали? Покажите на модели. - Сверьте с моей моделью. У кого так, как у меня, поставьте +. - О ком или о чём я вам читала? - Покажите на модели. - Проверьте, так ли у вас, как у меня. У кого так, поставьте +. - А хотите узнать, кто написал сказку? Русский писатель Василий Иванович Белов. - Где покажем фамилию автора на модели? Каким цветом рамочка? - Все поднимите модели. Читаем вместе фамилию автора. (Белов) - Как вы думаете, как можно озаглавить сказку? - Автор назвал сказку «Родничок». - Как показать на модели название сказки? - Проверьте себя. - Прочитайте фамилию автора. - Прочитайте заглавие. - Какое же произведение я вам прочитала? (Сказку Белова «Родничок».) В результате работы появляется модель сказки. В. Белов Сказка Родничок | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
V этап. Работа с текстом Цель — формировать умение составлять цепочку событий . | Участвуют в составлении цепочки событий, аргументируют свою точку зрения. Строят высказывание по плану. | Включает учащихся в работу по составлению цепочки событий Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь. | Составление цепочки событий. - Кто помнит, как автор называет своих героев? (Ласково) - Для составления цепочки событий мы вводим заместителей героев. - Кто же главный герой сказки? Р – Родничок - С кем встречался родничок? П – Пчёлка. - Покажем на цепочке. Р С - Послушайте отрывок. - Кто ещё встретился родничку? К – Комар - Покажем на цепочке. Р К - Слушаем отрывок из сказки. - Что случилось с родничком после встречи с комаром? (Превратился в болото.) - Почему заглох родничок? - Что все говорили родничку на прощание? (Спасибо) - А что происходило с родничком? (Он становился глубже, шире…) - Вам понравился конец сказки? - Придумайте своё продолжение сказки. Что могло бы произойти дальше? В результате работы появляется цепочка событий: Р П К С М Д | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций |
VI этап Включение в систему знаний Цель: формировать умение пересказывать по схематическому плану | Устанавливают соответствие между частями сказки и иллюстрациями | Организует фронтальную работу. Организует комфортные условия во время пересказа, оказывает индивидуальную помощь | Игра со сказкой - А теперь поиграем. Я показываю иллюстрацию, а вы определяете, подходит ли она к нашей сказке и что за эпизод изображён. (Показ рисунков и соотнесение со схематическим планом на доске) - Какое настроение в начале сказки? А в конце? - Кто хочет рассказать сказку? Повторение названия произведения по модели - Среди предложенных моделей выберите ту, которая подходит к нашему произведению. (Третья.) - Почему остальные модели лишние? - Какое произведение я вам прочитала? (Сказка Белова «Родничок».) | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности | - Дополните предложения: Я узнал … На уроке мне было … | Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. |