СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Деление многозначного числа на однозначное «столбиком»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект написан к уроку математики по учебнику Л.Г. Петерсон

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Деление многозначного числа на однозначное «столбиком»»

Тема: Деление многозначного числа на однозначное «столбиком»


Цели урока:

обучающие:

способствовать формированию умения делить многозначные числа на однозначные,

рассмотреть разные способы записи деления многозначных чисел на однозначные и выбрать наиболее удобный, вывести алгоритм деления многозначных чисел на однозначные;

закреплять знания по нумерации многозначных чисел;

развивающая:

содействовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развитию математической речи учащихся, возможности высказывать свое мнение;

воспитывающая:

содействовать воспитанию положительной мотивации к ученью, интересу к предмету.



ХОД УРОКА


I. Орг.момент - 1

- Прочитайте девиз нашего урока:

С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

- Как вы понимаете эти слова?

- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться своим мастерством?

- Тогда начнем!


II. Актуализация знаний. - 3

– Прочитайте числа: 448, 224, …

– Найдите закономерность и назовите пропущенное число.

– Как вы узнали? Какая здесь закономерность? (числа делятся на 2)

– Из каких разрядов состоят эти числа? (сот, дес, ед.)


III. Постановка проблемы - 5

- Посмотрите на запись. Что можете сказать об этих выражениях?

(все выр-я частные, делитель 4, с увеличением делимого частное увеличивается)

- Какие это примеры?

8 : 4 30 : 4 200 : 4 484 : 4

24 : 4 39 : 4 400 : 4 512 : 4


– Вычислите.

– Что заметили при решении примеров?

– При решении, какого примера возникло затруднение? (Или какой пример лишний?)

– Почему?

– Чем этот пример отличается от остальных?


– Ребята, как вы думаете, над, чем нам предстоит сегодня работать? Какова тема нашего урока? (Установить, как делится трехзначное число на однозначное)


IV. “Открытие” детьми нового знания. -

1) I способ - 5

– Давайте подумаем, как можно разделить 512 на 4?

– Можно ли решить этот пример, разбив делимое на сумму удобных слагаемых?


– Найдите первое удобное слагаемое. Какое круглое число делится на 4. (400). Сколько осталось? 112. Из 112 найдем второе удобное слагаемое. Какое круглое число делится на 4. 80 – это второе удобное слагаемое. Сколько осталось? 32 – это третье слагаемое.

– На какие удобные слагаемые мы разбили число 512? (400 + 80 + 32)

512 : 4 = (400 + 80 + 32) : 4=

– Что получилось? (распределительный закон деления)

– Вычислите.

512 : 4 = (400 + 80 + 32) : 4 = 400 : 4 + 80 : 4 + 32 : 4 = 100 + 20 + 8 = 128

– Удобна ли такая запись деления?

– Почему?


2) II способ - 10

– Как вы думаете можно ли разделить многозначное число, не разбивая его на удобные слагаемые?

– Да, можно разделить, заменив делимое на разрядные слагаемые.

– Итак, давайте рассмотрим второй способ деления.

Показ на слайде

– Скажите, можно ли записать этот способ более кратко?

При делении столбиком вместо знака деления : используют такой знак 512 4


500 ровно на 4 не делится, поэтому возьмем 400. 400 разделить на 4 получится 100 (записываю)


512 4 512 4 512 4

400 1 . . 400 12 . 400 12 8

110 110

80 80

32


от 500 - 400 осталась 1 сотня, добавляем 1 десяток, получилось 110.

110 на 4 не делится, поэтому разделим 80. 80 : на 4 получится 20, от 110 – 20 осталось 3 десятка,

добавляем 2 единицы получится 32.

32 : на 4 получится 8.



– Удобный ли этот способ? Почему? Что нам мешает? (нули)

– А можно ли его упростить?

3) III способ -

– Запишем третий способ деления.


5'12 4 5'12 4 5'12 4

4 1 4 12 4 1 2 8

11 11

8 8

32

(Выйти на деление с остатком)

– Первое неполное делимое 5 сотен. 5 : на 4, по сколько возьмем? (по 1)

берем по 1, проверяем умножением, 5 х 4=4, записываем под сотнями.

от 5 – 4 остаток 1, остаток меньше делителя? (да), если остаток меньше делителя, значит, цифру мы нашли правильно;

1 на 4 не делится, значит спускаем 1 дес. 11 : 4, по сколько возьмем? (по 2), проверим умножением 2 х 4=8, от 11 – 8 остаток 3, 3 меньше делителя? спускаем 2 единицы.

32 : на 4, по сколько возьмем? (по 8), проверим умножением 4 х 8=32. 32-32 остаток 0.

Частное 128.


– Итак, ребята мы с вами разделили многозначное число на однозначное. Какой способ вам больше понравился?


– А теперь давайте решим еще несколько примеров и выведем алгоритм деления столбиком.

855 : 3 248 : 2

(вывод алгоритма)


1 шаг – найти первое неполное делимое

2 шаг – подобрать число

3 шаг – проверить умножением

4 шаг – вычесть

Помни остаток всегда меньше делителя!!!


– А теперь проверим, правильно ли мы рассуждали, посмотрите на алгоритм

(на слайде)

V. Первичное закрепление. - 5

1. Индивидуальная работа у доски

984 : 4 1984 : 8 396 : 3

2. Работаем по рядам. - 5

Занимательная минутка (на слайде)

(см. приложение)


VIII. Итог - 2

– Какие трудности были на уроке?

– Какие знания нам помогли сделать открытие? На доске оставить способы

– Назовите алгоритм деления столбиком?

IX. Д/з №































ПРИЛОЖЕНИЕ


Ключ к решению






1 – А

3 – В

4 – Г

5 – Д

6 – Е

12 – К

14 – М

15 – Н

16 – О

19 – С

20 – Т

26 – Ш

30 - ь