- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами. Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов. Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания. -Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке? Запишем в тетрадь: Четырнадцатое октября Классная работа Тема урока: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий» СЛАЙД 1. Тема урока СЛАЙД 2. Постановка целей. Введение в проблему. – Отгадайте загадку. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. – Это книга. – С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте. – Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси. В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В - как Веди, Г – глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот такой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. – Что интересного вы узнали из этого стихотворения? – На каком языке читали книги в то время? – Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки. – Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на уроке наш разговор пойдёт именно об этом. Задания на доске 1. Расшифровать слова-перевёртыши (названия азбук). Их назначение. 1) АЗ-КА-БУ РЗЕ-МО 2) ЛИ-РИ-ЦА-КИ 3) АЗ-КА-БУ ЛЯ-БРА 4) КАЛЬ-НАЯ-МУЗЫ АЗ-КА-БУ 5) ИКО-ЛЬЧ-ВАЯ-ПА АЗ-КА-БУ 6) КАЯ-МАТЕ-ИЧЕС-МАТ АЗ-КА-БУ 2. Расшифровать слова-перевёртыши (название городов, под изображением скульптур «Кирилл и Мефодий»). 1) ГАР-БОЛ-ИЯ ИЯ-СОФ 2) КЕД-МА-ОНИЯ 3) ТОВ-А-САР 4) СК-ВА-МО 5) МИТ-Д-РОВ 6) РМА-МУ-НСК |