СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыкальному воспитанию на тему: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий» методист: Комарова О.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыкальному воспитанию на тему: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий» методист: Комарова О.А.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) урока

«Музыка»

студентки группы 4 «Б»

Душмановой Алины Эльдаровны

Тема: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий»

Класс 4 «Б» МБОУ СОШ № 4 Имени Т. Г. Шевченко

Допуск к проведению урока:

Студентки: Душманова А.Э.

___________(Подпись)

Методист: Комарова О. А.

____________(Подпись)

Учитель: Пахомова О. С.

____________(Подпись)

Оценка за урок_______________

Астрахань, 2022

Предмет: музыка

Тема: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий»

Цели: Создать условия для духовно-нравственного развития детей посредством знакомства с просветителями славян святыми Кириллом и Мефодием, и музыкальными произведениями, посвященными этим святым.

Формируемые УУД:

– интерес к песни; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как "хорошие" или "плохие" (Личностные результаты);

– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).

– умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; работать в группе, работать в парах (Коммуникативные УУД);

– умение вычитывать все виды текстовой информации, построение логической цепочки рассуждений (Познавательные УУД).



Оборудование: Презентация Microsoft PowerPoint, отрывки мелодий









ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Алина Эльдаровна. Я очень рада вас видеть.


Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.


- Проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должна лежать тетрадь по музыке, ручка, простой карандаш.

Приветствуют учителя

Регулятивные;

Коммуникативные

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке музыки?


- Какие новые понятия и термины узнали?


- Что такое стихира?



- Сегодня мы с вами продолжим дальше знакомиться и расширять наши знания в области христианской веры.


- Стихира





- церковное песнопение, богослужение.

Регулятивные

Личностные

Работа над новой темой

- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами.

Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов.

Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания.

-Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?


Запишем в тетрадь:

Четырнадцатое октября

Классная работа

Тема урока: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий»

СЛАЙД 1. Тема урока

СЛАЙД 2. Постановка целей.

Введение в проблему.

– Отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

– Это книга.

– С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.

– Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали – 
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?

– На каком языке читали книги в то время?

– Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.

– Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на уроке наш разговор пойдёт именно об этом.

Задания на доске

1. Расшифровать слова-перевёртыши (названия азбук). Их назначение. 

1) АЗ-КА-БУ    РЗЕ-МО

2) ЛИ-РИ-ЦА-КИ

3) АЗ-КА-БУ   ЛЯ-БРА

4) КАЛЬ-НАЯ-МУЗЫ    АЗ-КА-БУ

5) ИКО-ЛЬЧ-ВАЯ-ПА    АЗ-КА-БУ

6) КАЯ-МАТЕ-ИЧЕС-МАТ  АЗ-КА-БУ

2. Расшифровать слова-перевёртыши (название городов, под изображением скульптур «Кирилл и Мефодий»).

1) ГАР-БОЛ-ИЯ  ИЯ-СОФ

2) КЕД-МА-ОНИЯ

3) ТОВ-А-САР

4) СК-ВА-МО

5) МИТ-Д-РОВ

6) РМА-МУ-НСК

Слушают учителя




















































Записывают в тетрадь






Книга.












Высказывают своё мнение

На славянском




Не знаем.





Выполняют задания


Регулятивные

Коммуникативные

МРД

Песня «Я люблю тебя Россия, край мне с детства дорогой»

  1. Присядка

  2. Плавные движения руками перед собой

  3. Присядка, руки на пояс. Притопывания

Выполняют вместе с учителем

Регулятивные

Продолжение работы над темой

– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.

У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.

Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.

ПРОСМОТР ВИДЕОМАТЕРИАЛА «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ»

Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.

Слушают учителя

Регулятивные

Коммуникативные

Разучивание песни

«Алфавит» Раймонд Паулс

А! Алфавит пройдём мы вместе.
Б! Будем петь его, как песню,
В! Весело споём его МЫ.
Г! Громче «рома, громче грома!
Д! День сегодня музыкальный.
Е! Есть у нас талант вокальный.
Ж! Жить без знаний скучно было.
З! Знанья — это паша сила!
И! И тому пути открыты.
К! Кто подружит с алфавитом!
Л! Лошадь. лама, ландыш. ложка.
М! Мел, метель, метро, матрёшка,
Н! Небо, невод, нить, невеста.
О! Овод, облако, оркестр.

2. П! Попугай поет по нотам.
Р! Рой пчелиный строит соты.
С! Стрекоза в саду стрекочет.
Т! Такса лапками топочет.
У! Утка слушает пластинки.
Ф! «Фанту» пробует фламинго.
Х! Хор неплох. Есть слух у хора.
Ц! Царь зверей — его опора.
Ч! Чтим его — рычит он чисто.
Ш! Шесть заменит он солистов.
Щ! Щедрый мир нам дарят песни.
Э! Этот день собрал нас вместе:
Ю! Юмористов, оптимистов,
Я! Ясли-садовских артистов!

Разучивают песню


Итог урока. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?
-С какими святыми мы познакомились сегодня на уроке?

Почему Кирилл и Мефодий причислены к лику святых?

- Какое у вас настроение?
- Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?

Поднимите зеленый карандаш, если вы можете похвалить себя за работу на уроке. Красный, если еще есть над чем поработать.

Варианты ответов детей