Предмет: музыка
Класс: 1 класс
Тема раздела: «Музыка вокруг нас»
Тема урока: «Музыкальная азбука»
Номер урока: 7
Тип урока: открытие новых знаний.
Дата проведения урока: 17.10.2019
Цель урока: Знакомство с музыкальной грамотой.
Задачи урока:
Образовательная: - познакомить с элементами нотного письма, учить слушать музыку.
Развивающая: - развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию. Соединять слуховые представления детей со зрительными.
- развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки.
Планируемые результаты
- предметные: ученики познакомятся с элементами нотного письма: нотами, скрипичным ключом, звукорядом. Научатся разбираться в названиях и расположении нот на нотном стане; осознанно воспринимать музыкальные произведения.
- метапредметные: ученики получат возможность научиться устанавливать связь между школьными уроками на основе знакомства с музыкальной азбукой.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию; формирование готовности открыто выражать свою позицию на уроках.
Познавательные: обучающиеся научатся воспринимать на слух музыкальные произведения и давать их образную характеристику.
Регулятивные: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию.
Коммуникативные: обучающиеся научатся воспринимать различные точки зрения; уметь слушать и слышать учителя, ученика.
Ход урока.
1. Организационный этап
Музыкальное приветствие.
Проверка отсутствующих.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Я рада встрече с вами.
Слайд 1
Сегодня наша Муза Музыка поведет нас с вами в прекрасный сказочный лес, где живут маленькие нотки. Нам предстоит познакомиться с ними и попутешествовать по миру музыкального леса.
Но прежде, чем начнётся путешествие, Муза хочет узнать у вас, где живёт музыка? (В лесу, в поле, в школе, дома, в концертном зале и т.д.)
- Кто держит на себе большую музыкальную планету? (Три кита).
- Как их зовут? (Марш, песня, танец).
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, как звучат песни, марши, танцы. Вам на парты Муза положила картинки, на которых изображены музыкальные киты – Марш, Танец, Песня. Если вы услышите песню, то какую картинку вы должны поднять? (Ученики показывают картинку с поющим китом).
Слайд 2
Музыкальная викторина
1. «Полька» П. И. Чайковский «Детский альбом».
2. «Сладкая грёза» П.И.Чайковский «Детский альбом».
3. «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский «Детский альбом».
4. «Вальс» П. И. Чайковский «Детский альбом»
5. «Сиртаки» М. Теодоракиса
6. «Песня о школе» Д. Кабалевский
3 Актуализация знаний
Звучит «Песня о буквах» Г. Фрида. (Дети проговаривают буквы алфавита вместе с поющим хором детей, алфавит проецируется на экране). (Слайд 3)
У: Скажите, а что это за жанр? (Песня). Правильно. А о чём эта песенка? (О буквах, алфавите).
- А как вы думаете, зачем людям нужно знать буквы? (Чтобы научиться читать). Да, вы совершенно правы.
У: Ребята, вы должны знать, что первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий.
Слайд 4
Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А, Б, В читались: аз, буки, веди, что значит: я буквы знаю. А что нужно для того чтобы научиться правильно интонировать, правильно извлекать звуки на музыкальных инструментах, чтобы музыка красиво звучала? (Мы должны знать ноты). Да, вы абсолютно правы. Нам необходимо знать ноты. Сегодня мы с ними познакомимся.
Слайд 5
4. Первичное усвоение новых знаний.
(В аудиозаписи звучит музыка леса)
У: Ребята, слышите музыку леса? Это наша Муза Музыка ведёт нас знакомыми тропинками к музыкальным часам.
Слайд 6
Кто их смастерил, никто не знает. Они существуют столько, сколько лес растёт на этом месте, а может быть ещё больше. Часы закреплены между ветками деревьев. Внутри часов есть музыкальный дом. В нём живут семь нот.
У: Нота До начинает звучать до рассвета. Солнышко только готовится подняться над землёй, а нота До уже открывает своё окошко.
Слайд 7
И над сонным лесом проносится низкий звук (учитель играет на фортепиано). Давайте, пропоём его.
А теперь мы с вами узнаем, какого цвета нота до, и где она разместилась в нотном доме. (Каждая нота разного цвета (цвета выстраиваются по радуге), ученики по очереди помещают ноты на нотный стан).
У: Вы знаете, нота До хотела быть всегда первой, поэтому она дорисовала себе на нотном стане дополнительную линейку и расположилась вот здесь. (учитель показывает на музыкальной доске ноту До).
У: Но вот первый луч солнца пробился сквозь розовато-фиолетовое облако и постучался в окошко ноты Ре. (Слайд 8). Резвушка Ре весело выглянула из окошка, и её голос, более высокий и громкий, наполнил лес. Вместе с нотой До она стала напевать новую песенку, под которую стали просыпаться птицы и звери. (До, ре, до, до, ре, до, ре, до, до, ре). (Ученик идёт к доске и с помощью магнита крепит ноту Ре на нотный стан).
У: Посмотрите ребята, какого цвета у нас нота Ре. (Оранжевая). А на нотном стане она расположилась под первой линейкой нотоносца.
У: Пролетел мимо часов ветерок, открыл окошко ноты Ми (Слайд 9). И зазвучала милая, ласковая песня из трёх нот. (до, ре, ми, до, ре, ми, до, до, ми, ми, ре, ре, ми). И песне этой стали негромко подпевать птицы, которые проснулись раньше других лесных жителей. Посмотрите, у нас нота Ми жёлтого цвета, она в музыкальном доме заняла место на первой линейке нотоносца.
Неожиданно открылось окошко ноты Фа, и оттуда зазвучала призывная фанфара (Слайд 10). Звонкий бодрый мотив трубы призывал всех к вниманию. Звуки фанфары летели над лесом, устремляясь в голубое небо, и все лесные жители притихли в ожидании «песни» новой ноты. (Фа, фа, фа, до, до, фа, фа, до, до, фа). (Учащиеся определяют какого цвета нота Фа, где она расположена на нотном стане).
У: Когда открылось следующие окошко, зазвучал ровный, чистый голос ноты Соль, солнышко как-то особенно ярко блеснуло своими лучами, закружилось, и лёгкие белые облака стали водить хоровод.
Слайд 11
А над землёй неслась радостная песня (соль, соль, фа, фа, ми, ре, до, соль, соль, соль). Посмотрите, какой цвет у ноты Соль. (Голубой). На какой линейке нотного стана она находится? (На второй).
У: Тут и нота Ля открыла своё окошко. «Тра-ля-ля, тра-ля,ля», - беззаботно запела новая нотка, и её голос тут же слился с общим хором (Ля, ля, соль, соль, ля, ля, ля, фа, фа, соль, соль, ля). (Слайд 12)
Но вдруг силой открылось окошко нота Си (Слайд 13). Она запела пронзительно, высоко и громко, как будто извинялась за то, что позже всех проснулась. (Си, си, си, , ля, ля, си). (Ученики говорят какого она цвета и на какой линейке расположилась).
У: Наконец все нотки расположились на нотном стане и к их пению присоединились голоса лесных жителей. Ноты звучали и в песнях, и в писке комаров, и в жужжании пчёл, и в шелесте листьев, и в журчании ручья, и в стуке дождя, и в громыхании грома.
Слайд 14.
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Давайте все вместе с сами споём все ноты по порядку вверх. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Эти ноты все подряд образуют звукоряд. А теперь пусть в нашем классе прозвучит песенка «Нотный хоровод».
Слушание музыки
В начале нотного стана ставится скрипичный ключ или ключ «соль». Он самый главный. Его называют королём в музыкальном домике.
Ребята, вы знаете, что давным-давно музыку записывали так…
Слайд 15
И только 400 лет назад в Италии изобрели ноты.
Физкультминутка:
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
6. Вокально-хоровая работа
Дыхательная и артикуляционная гимнастика: «Ветерок», «Солнышко улыбается», «Солнышко хмурится».
Распевки: «Жук», «Лесенка», «Колокольчики», «Музыкальный звукоряд»
У: Теперь давайте пусть наши нотки зазвучат в нашем классе. На улице у нас осень. Листья кружатся, летят. Они разного цвета: жёлтые, красные, золотые. Какая у нас есть песенка об осени? («Падают, падают листья» муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).
Исполнение песни об осени под сопровождение инструмента, караоке.
7. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).
Вопросы классу:
- Скажите, ребята, Муза вам рассказала, зачем нужны ноты. (Для того, чтобы правильно петь и играть на музыкальном инструменте).
- Сколько нот всего на свете? (Семь).
- Где записываются ноты? (На нотном стане).
- Кто возглавляет нотный стан (Скрипичный ключ).
- Назовите ноты по порядку, пусть они встанут в звукоряд.
Слайд 16
7. Рефлексия и оценивание.
Учащимся предлагаются нотки на нотном стане, которые они должны раскрасить в краски радуги, подписать названия нот.
Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки-наклейки.