2.Подведение к теме урока | Сейчас мы внимательно прослушаем музыкальное произведение Георгия Свиридова. (Снег идёт) О каком времени года идёт речь? Идет волшебница-зима,… Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. А.С.Пушкин С чего начинается зимний день? - А как заканчивается день? - Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока? - Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня? - Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос? - А почему? - Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского и Евгения Крылатова | . О зиме. С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека. - Вечером. Все возвращаются домой. - Утро. Вечер.Зима. - С помощью музыки, красок, поэзии. - Нет - Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима. | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
3.Изучение нового материала | - Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда? - Посмотрите на картину художника. Что вы видите? - Какие краски использовал художник, изображая зиму? - Художник изобразил белые снега, деревья и дом, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. - А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! - Какое же зимнее утро? Ребята, вам знаком этот композитор? Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений. - А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. - Перед тем, как начать слушать произведение, давайте правильно сядем, выпрямим спинки. Представьте, что вы находитесь в концертном зале. Слушаем внимательно. Ребята, внимательно посмотрите на слайд, даны слова. Какие из них подходят под характер, прослушанного нами произведения? -Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина? - А в каком темпе исполняется это произведение и почему? | - Светлые, жизнерадостные. - Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное. - Да Его музыка тревожная, вьюжная, хмурая, метельная. - Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено. В быстром, как будто бы метель разыгралась. | Личностные УУД: Сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Регулятивные УУД: Планировать свое высказывание; понимать и принимать учебную задачу |
5.Слушание Вокально-хоровая работа над песней | - Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, а за окном….. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. - Какой вечер предстал перед нами? - Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений. Какие зимние развлечения вы знаете? Сейчас мы с вами прослушаем песню «Кабы не было зимы» из мультфильма Зима в Простоквашино в исполнении Валентины Толкуновой. А после прослушивания споём караоке. Карточка ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный) ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо) ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист) ЛАД (мажор, минор) - Что выбрали – прочитайте. | Холодный и метельный Катание на коньках, игра в снежки, катание на санках, Снежный ангел и т.д. - быстрый темп, не очень громко, сольное исполнение, минорный лад. | Регулятивные УУД: Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. |
6.Итог урока Рефлексия | - Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? - Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы Ребята, у вас на столах лежат карандаши красного и зеленого цветов. Если вы усвоили материал урока, он показался вам легким, поднимите карандаш зеленого цвета. Если вы не всё усвоили, остались какие-либо вопросы, то поднимите красный карандаш. -Вы сегодня были очень активны. Молодцы. Спасибо за урок! | - Тема зимы. - С помощью музыки, красок, поэзии. | Личностные УУД: Самооценка на основе критериев успешности |