10 класс
Тема урока: Межнациональные отношения
Систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей. Сформировать представление о понятиях: национальное самосознание, межнациональные отношения, национализм, межнациональные конфликты. Рассмотреть проблемы данных отношений и пути разрешения межнациональных конфликтов.
Развивать аналитическое мышление, умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Способствовать формированию толерантности, активной гражданской позиции.
Понятия: толерантность, межнациональный конфликт, национализм, межнациональное сотрудничество.
Ход урока: сегодня на уроке мы будем использовать метод синектики, который позволит нам разобрать такое сложное понятие как межнациональные отношения. Межнациональные отношения в современном мире являются сложными и актуальными. На протяжении всей истории человечества, проблема взаимоотношений наций, народов была наиболее неоднозначной. Мы с вами живем в многонациональном государстве, многонациональной и многоконфессиональной республике, на территории которой проживают свыше 100 национальностей. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, что же такое межнациональные отношения. Приведите примеры понятиям: толерантность, национализм, межнациональное сотрудничество, межнациональный конфликт из истории и современной жизни.
Работа в группах – учащиеся в четырех группах находят аналогии понятиям, используя метод синектики: прямую, символическую, личностную или фантастическую аналогию.
Методическая рекомендация: синектика - это метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования. Здесь допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Как правило, применимы три вида аналогий – прямая, символическая, и личная. Однако можно выделить и т.н. фантастическую, позволяющую найти аналогию в фантастическом фильме, сказке или самими придуманной фантастической истории. Во время выступления группы, остальные группы внимательно слушают и готовят свои вопросы. В данном случае после построения таблиц производится итоговый анализ содержания понятий.
1 группа. Межнациональное сотрудничество.
Межнациональное сотрудничество | Пчела и цветок. |
1.Наличие не менее двух субъектов. | 1. Два субъекта |
2.Заинтересованность сторон. | 2. Заинтересованность |
3.Многогранный процесс 4.Взаимная польза, выгода | 3. Опыление 4. Взаимная выгода. |
Межнациональное сотрудничество - взаимосвязанные действия между разными нациями, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон.
2 группа. Толерантность.
Толерантность. | Дружба. |
Терпимость | 1. Признание права на ошибку |
Уважение | 2. Право на свое мнение |
Компромисс | 3. Право на свои привычки |
Понимание | 4.Право на индивидуальность. |
Толерантность - терпимость, стремление понять другого, доброжелательность. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
3 группа. Межнациональный конфликт.
Межнациональный конфликт | Загрязнение природы |
1. Противостояние | 1.Часто использование природы происходит хищническим обра |
2. Столкновение | 2.Загрязнение окружающей сред |
3. Противоречия | 3.Машины, техника, химия |
4. Конфликт | 4.Вырубка лесов |
Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, противоречий и столкновений между представителями различных этносов, народов и наций друг другу.
4 группа. Национализм.
Национализм. | Птенец кукушки |
1. Превосходство | 1. Крупнее, сильнее |
2. Насилие | 2. Выталкивает других |
3. Неравенство | 3. Неравное положение |
4. Дискриминация | 4. Ущемление прав других |
Национализм - Идеология и политическое течение, основывающееся на признании превосходства одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа.
Выступления и презентация работы групп. Затем вместе с учителем учащиеся заполняют общую таблицу на доске, выбирая наиболее характерные аналогии из работ групп.
Итоговая синектическая таблица
Межнацион-ые отношения | Погода |
Сложные. | 1.Сложное явление |
Многогранные. | 2.Дождь, снег, град, и т. д. |
Важные. | 3.Без дождя невозможен рост растений. |
Необходимые. | 4.Необходимо всем и живым организмам и растениям. |
Изменчивые. | 5.Быстро меняется: дождь, буря. |
Работа в группах. 2-3 минуты. Задание группам: сформулируйте свое определение понятию «Межнациональные отношения».
Межнациональные отношения – это синтез политических, социально-экономических, культурных, языковых и иных отношения между национальными общностями. Какая аналогия на ваш взгляд была наиболее удачной? Критерии оценивания ответов учащихся:
1) Насколько, аналогия точно соответствовала определению.
2) Обоснованность, аргументированность ответа.
Вывод: межнациональные отношения очень сложные, многогранные, изменчивые, требующие максимально продуманной политики, основанной на идеях гуманизма, демократии, учитывающей интересы всех народов и народностей.
Домашнее задание: составьте рекомендации Ангеле Меркель в решении межнационального вопроса Германии. Вам необходимо написать эссе (не более двух страниц), в котором вы должны предложить перечень конкретных мероприятий по стабилизации и урегулированию проблемы мультикультурализма в современной Германии (http://www.rbc.ru /rbcfreenews /20101017 070 445.shtml): «Попытки построить мультикультурное общество в Германии, в котором представители различных культур будут "жить в полном согласии", полностью провалились. Такое заявление сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая в Потсдаме на встрече с молодежным крылом ее партии Христианско-демократический союз Германии. "В 1960-х годах власти ФРГ призвали иностранных рабочих приезжать в страну, и теперь они живут в ней. Тогда мы обманывали себя, заявляя, что они не останутся в Германии и уедут. Однако это далеко от реальности", - отметила канцлер. А.Меркель также подчеркнула, что сегодня иммигранты, которые живут в Германии должны предпринять больше усилий, чтобы интегрироваться в немецкое общество, в частности выучить немецкий язык. "Тому, кто по-немецки не говорит, мы не рады", - добавила А.Меркель. По данным недавнего социологического исследования, не менее 30% жителей Германии уверены, что в стране слишком много мигрантов.».
Методическая рекомендация: метод синектики применяется для решения сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Данный метод позволяет самим учащимся раскрыть сложные понятия и термины в доступной форме. Благодаря этому методу у учащихся развивается аналитическое, логическое, творческое, критическое мышление. Таким образом, данный метод синектики способствует формированию коммуникативной, информационной, проблемной компетенций