СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Перспектива»

Тема урока: «Зима в мире растений»

Цели: научить различать  деревья и кустарники в зимнее время года; развивать умение наблюдать, сравнивать; воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Худякова Юлия Витальевна

Класс: 2 класс

УМК «Перспектива»

Тема урока: «Зима в мире растений»

Цели: научить различать деревья и кустарники в зимнее время года; развивать умение наблюдать, сравнивать; воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование УУД

Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий на уроке, оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группе), с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации.

Личностные УУД: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий, осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: пазлы деревья летом; изображение деревьев зимой; карточки со словами (крона, плоды, кора, почки, хвоя), презентация по теме «Деревья и кустарники зимой», план работы группы.



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу:

«Я хочу много знать!»

- Я желаю Вам успехов!

Включаются в учебную деятельность.





Дети получают эмоциональный настрой.


  1. Актуализация знаний

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:

Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках.

– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы.

– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?

– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).


– На какие группы делятся все растения?

– Какие бывают деревья?
















Декабрь, январь, февраль






Живая природа – дышит, растет, размножается, двигается, питается, растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва.

Деревья, кустарники, травы

Лиственные и хвойные


Игра «Собери пазлы»

- Ребята, у вас в каждой группе на парте лежат части растения. Соберите части растения, чтобы получилась одна картинка.

– Угадайте это растение и объясните, почему вы так считаете. Обсудите в группах.


Раздаю фото 4 растений:

1) яблоня;

2) дуб

3) береза

4) сирень


Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов (1-4).

– Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать? (слайд 6)

– А что происходит с цветами, плодами и листьями зимой? Цветы засыхают, листву сбрасывают.


Работа в группах

Класс делится на 4 групп по 4 человека


Дети обсуждают в группах. Отвечает представитель каждой группы. (Пример ответа: Наша группа получила фото черёмухи. Мы узнали это растение по листам и цветам. У черёмухи очень приятный запах.)






Ответы на вопросы:

Цветы, плоды, листья.

–На деревьях нет цветов и листьев, на лиственных деревьях, почти нет плодов.

  1. Формулирование темы и целей урока

(Звучит музыка) Слайд 7.

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.

- Что вы представили, послушав это стихотворение?

– Ребята, в зимнем лесу много разных деревьев и кустарников. А знаете ли вы как узнать какое перед вами дерево или кустарник, когда на нем не осталось ни листьев, почти нет плодов? А чтобы это было легко сделать, чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Слайд 8.

– Сегодня научимся различать деревья и кустарники по определённым признакам и составим себе памятку «Как можно узнать дерево зимой».

- Сформулируем тему урока: «Зима в мире растений» (открываем тему урока).

Дети слушают музыку и стихотворение и представляют картину зимнего леса.






Ответы на вопросы:

–О зиме.

- Зимний лес, тишина, кругом снег, на ветках деревьев блестит снег, иней, всё белым бело.

- Нет, не всегда знаем.

- Учиться определять деревья и кустарники зимой.

- Учимся слушать друг друга, учителя, работать дружно.


Тема: «Зима в мире растений»

  1. Открытие детьми нового знания


















































а)работа в группах

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Что будет предметом нашего исследования? (Деревья и кустарники)

-Верно, предметом нашего исследования будут деревья и кустарники.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Слайд 9.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим. Слайд 10.


– Взгляните на доску. Что изменилось у деревьев зимой?


– Какие деревья не изменились?

– Почему?

– Чем похожи деревья зимой? – Кроной, корой, плодами, силуэтом (напечатаны слова).

Крона- это верхняя часть дерева с листьями и ветками.

– Чем отличаются?

- Вот сейчас мы как настоящие исследователи попробуем ответить на вопрос, где какое дерево?

4 группам учеников раздаются картинки деревьев: рябина, береза, дуб, тополь.


Читаю план и ещё раз проговариваем с ребятами, что они будут делать.


План работы в группе.

1.Внимательно рассмотрите дерево и кустарник.

2. Какого цвета кора у этого растения?

3. Как расположены ветви?

4. Есть ли плоды?

5. Что это за растение? Это растение _____________ .

6.Как его узнали? Мы его узнали по _____________ .


В помощь я вам даю тексты о деревьях, которые помогут узнать дерево и подобрать нужные слова для ответа.


Время работы по группам 5 минут.


Загадка о рябине.

Платье потеряла, а пуговки остались.


- Поднимите руки, какие группы нашли этот кустарник среди зимнего леса.


Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов.

Появляется слово плоды


Загадка о берёзе.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.


Появляется слово кора

– Посмотрите ещё раз на это дерево. Обратите внимание на её крону.


Опишите крону берёзы.

– Так по какому ещё признаку можно узнать дерево?

На доске появляется карточка со словом крона.


Загадка о дубе.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.


– Что же помогло нам определить дуб?

Появляются слова крона, кора.


Вместе с учителем повторяют правила работы в группе, отвечают на вопросы.



































Ответы на вопросы:

- Были деревья с листьями, стали без них – зимой.

- Ель, сосна.

– Нет листьев, у них хвоинки.

– Кроной, корой, плодами, силуэтом (напечатаны слова).























Готовят ответ на вопросы:

- Что это за растение?

- Как его узнали?

Ответы групп

Выходит 1 группа

–Это рябина – мы ее узнали по плодам







–Это береза – мы узнали ее по коре и кроне.

–У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз.

Крона.







–Это дуб – мы узнали его по веткам.

–Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.



–Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.

Крона и кора.

  1. Физкультминутка



Ветер дует нам в лицо

Он качает деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Потянулись, потянулись. Высоко-высоко. Кто выше всех? Молодцы.


–Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу.

Появляется фотография тополя и слово крона

Учащиеся выполняют движения






Ответы учащихся

–Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят

  1. Первичное закрепление

– Что общего у всех деревьев, о которых мы с вами говорили?

– Какие еще бывают деревья?

- Откройте учебник стр.20. Найдите из текста, как можно различить зимой хвойные деревья.



- А вы знаете, наша Челябинская область богата лесными насаждениями.

- А какие деревья, о которых мы с вами сегодня говорили, растут в нашем городе и в наших лесах?



Миша говорит, что дерево можно узнать по его плодам. Давайте посмотрим, какой плод от какого дерева.

Игра «Дерево - плод».

Нужно к зимнему дереву подобрать плод этого дерева. На слайде.

Работа по учебнику.

- А теперь откройте стр. 23 в учебнике. Что поможет отличить одно дерево от другого? (силуэт)

Рассмотрите силуэты и определите, какое дерево изображено.









– Ну что, исследователи, вы готовы ответить на главный вопрос нашего урока:

- Как различить деревья и кустарники зимой?


Составление памятки.

Чтобы узнать деревья и кустарники зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев).


(слайд 11)

Ответы учащихся

–Они все лиственные

–Хвойные


– С сосны и ели


Работа в группах

Ответы учащихся

–У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие.

–По плодам, по кроне, по хвое.






















Ответы учащихся.

–Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев).



VII. Итог урока

- Итак, какая была цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели?

- Что полезного для вас было на уроке?


–Когда пойдете домой из школы, посмотрите на деревья вокруг, определите: какие деревья вам встречаются по дороге из школы домой.

Ответы учащихся.


XII. Рефлексия деятельности.


- Оцените, пожалуйста, работу своей группы на уроке. На какую ступеньку поставите работу вашей группы на лесенке успеха?

- А теперь на доске вы видите солнышко и тучку. У кого какое настроение, если хорошее подойдите к солнышку и поставьте лучик, у кого грустное настроение поставьте капельку под тучкой.

Оценивание в группе.

Настроение.