1. Основные:
2. Вспомогательные:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности (психологический настрой на урок) | Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем. -Ребята, кто из вас любит ходить в гости? А кто любит , когда к нему приходят гости? -Я принесла вам приглашение в один необычный дом. А с каким настроением надо ходить в гости? -Давайте улыбнёмся друг другу так, как никогда ещё не улыбались. Пусть прекрасное настроение останется с нами до конца урока. Проверка домашнего задания. -Что такое природное сообщество? Можно ли пищевую цепь считать условием жизни животных в природном сообществе? -У вас на партах лежат карточки. (жёлудь, мышь, сова, кора деревьев, заяц, волк) Составьте пищевые цепи -Оцените себя по алгоритму самооценки. Какое было задание? Выполнил задание или нет? Выполнил с ошибкой или без? Самостоятельно или с чьей-то помощью? 5 учеников по карточкам. | Настраиваются на урок. Группа растений и животных, живущих вместе, связанных между собой и очень нуждающихся друг в друге. Да Уч-ся составляют цепи питания.1 ученик на доске. | ЛичностныеУУД формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим; самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | А теперь закройте глазки, расслабьтесь и послушайте, какая замечательная музыка доноситься из этого дома? (звучит музыка леса) Физминутка -Куда же нас пригласили? - А вы были в лесу? - Что вы там наблюдали? | В лес | Регулятивные: Формирование индивидуального затруднения в пробном действии, умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные планирование учебного сотрудничества при работе со сверстниками в паре и группе |
3. Выявление места и причины затруднения | -Определите тему нашего урока . | Лес и его обитатели. | Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4.Построение проекта выхода из затруднения | — Что же вы должны сегодня узнать? Поставьте перед собой цель. -Что нам поможет достичь цели? -Составим план: 1. Определение леса. 2. Виды лесов. 3. Лес-многоэтажный дом 4. Правила поведения в лесу. Согласованный план фиксируется на доске. | Познакомиться с лесом и его обитателями. -План, по которому мы будем действовать. | Регулятивные: планирование деятельности, целеполагание Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5.Реализация построенного проекта | - Что такое лес? -Ребята, а где можно найти объяснение слова «лес»? -Что такое крона? (разветвлённая часть дерева с его листвой) Слайд 1 -Посмотрите, какие виды лесов существуют? _{хвойные, лиственные, смешанные) Вывешиватся таблички на доску - Ребята, вы согласны, что лес это одни деревья? - Как много жильцов в лесу! Неужели они не мешают друг другу? -Чтобы их всех расселить , каким должен быть дом? ( большой и многоэтажный, многоярусный) Слайд 2 - Посмотрите на слайд _Кто занимает верхний этаж? - Это светолюбивые растения. -Назовите какие деревья встречаются в наших лесах? - На этаж ниже поселились растения, которые меньше нуждаются в солнечном свете- это…Кустарники - Чем кустарник отличается от дерева? -Назовите кустарники наших лесов . -На самом нижнем этаже света совсем мало. Живут там самые низкие и теневыносливые травянистые растения. -Чем они все похожи? -У каждого дома есть фундамент- основание, на котором дом держится. Он находится под землёй. - У леса, что является фундаментом? -Лесные этажи называются ярусами. Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. Физминутка | Ответы детей Да, в толковых словарях С.И. Ожегова и В.И.Даля. «Лес- множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.» Ещё есть кустарники, травы, цветы, грибы. Деревья Ель, дуб, клён, берёза, липа. У дерева один толстый ствол, покрытый корой. У кустарника несколько стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы. (рябина, калина, орешник, малина, сирень) У них тоненькие стебельки зелёного цвета, легко ломаются) . Корни растений | Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать, умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа по карточкам ( в парах). - Человек не любит одиночество. Растения тоже редко растут вдали друг от друга. Чаще собираются компаниями. Каждая компания имеет своё название. Поиграем в игру «Найди друга» В первый столбик записаны названия деревьев, во- второй- соответствующее ему название леса, где растут только эти деревья. Если затрудняетесь, можно найти помощь в учебнике на стр. 41-42. Дуб-березняк Ель-осинник Сосна-дубрава Осина-ельник Берёза-сосновый бор -Проверка- проговаривание вслух. - Ребята, а кто знает, какое дерево является символом России? Сообщение о берёзе . Вывешиваю слова берёза, берёзка, березняк, берёзовая, подберёзовики - Что это за слова? -Какой у них общий корень? Работа по учебнику с. 43-44. Композиторы пишут музыку, поэты пишут стихи, художники пишут картины. -Удаётся ли им передать красоту лесов России? -Узнайте по подсказкам названия картин. 1 И.И.Шишкин «Сосны, освещённые солнцем». 2 А.И. Куинджи «Берёзовая роща». 3 В.Д. Поленов «Золотая осень». - Вы часто ходили в гости в лес – за чем? -Приходя в гости, как мы себя должны вести? Работа в группах - Прочитай текст и найди ошибки в поведении человека в лесу, обведите красным карандашом (работа по карточкам) Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, наломали прутиков и начали протыкать его ими». | Работают в парах Ответы детей берёза В народе берёзу ласково называют «берёзка». Лес, в котором растут только берёзы называют березняком или берёзовоё рощей. Под берёзой растут грибы подберёзовики. Берёза единственное дерево в мире с белым стволом. родственные берёз Ответы детей Правила работы в группе: 1.В группе должен быть ответственный 2. Работать должен каждый на общий результат 3. Один говорит, другие слушают 4.Свое мнение высказывай вежливо Если не понял, переспроси Ответственный дает самооценку работы в группе. Алгоритм самооценки -У нашей группы было задание: прочитать текст и найти ошибки в поведении человека в лесу.. | Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения |
7.Включение в систему знаний и повторения | Работа в рабочей тетради- стр.18 -Проверка слайд Работа в группе. Липа,земляника.малина.шиповник.сирень,подорожник.ель.клён. Распредели данные названия на группы: Верхний ярус Средний ярус Нижний ярус | Дети самостоятельно работают в тетрадях. | Познавательные: анализ объектов; умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке и свой жизненный опыт. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества при работе со сверстниками в паре и группе Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке Домашнее задание Оценки. | - Урок наш заканчивается, подведем итоги. Какую цель ставили на уроке? - Вы достигли цели? - Докажите, что цель вами достигнута! Продолжите фразу: Сегодня я узнал... Я научился... Мне было легко... Мне было трудно... - Оцените себя как участника открытия нового знания Красный квадратик : я всё понял, не было ошибок, могу рассказать другим Зелёный квадратик: я понял, но были ошибки Голубой квадратик: я не понял, были ошибки. . Составить памятку «Правила поведения в лесу». С.41-42 пересказ | | Личностные: Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |