СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Нервная система. Головной и спинной мозг" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему "Нервная система. Головной и спинной мозг" (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Нервная система. Головной и спинной мозг" (4 класс)»

Урок 2. Тема: Нервная система. Головной и спинной мозг

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления со строением и значением нервной системы; способствовать формированию у учащихся представления о головном и спинном мозге, развитию навыков активной мыслительной деятельности

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают строение и значение нервной системы; научатся давать общую характеристику различных систем органов человека, его биологических и психических возможностей, обеспечивающих восприятие мира и благополучное существование в нем

Личностные

результаты

Имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют чтение, наблюдения, «чтение» информации, представленной в виде рисунка-схемы; составляют план пересказа, пересказ.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль при выполнении учебной задачи.

Коммуникативные: владеют правилами ведения учебного диалога

Основное содержание темы, понятия и термины

Строение нервной системы, ее роль в организме. Головной и спинной мозг. Условные и безусловные рефлексы

Оборудование

Плакат-схема «Строение нервной системы»; рисунки с изображением систем органов человека, плакаты-схемы строения головного мозга


Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная форма работы. Словесный метод

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность

к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость. Умеют организовывать рабочее место

Наблюдение учителя

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная форма работы.

Словесный метод (беседа)

– Какие системы органов вам известны?

– Каково их значение в организме?

– Есть ли органы, отличающие человека от животного? Объясните свое мнение

Отвечают на вопросы учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Беседа

III. Изучение но-вого материала.

1. Беседа о нервной системе человека: работа с текстом учебника

(с. 8–10).


Фронтальная форма работы. Словесный, наглядный методы

Совместно с обучающимися формулирует тему и цели урока.

– В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. Так, в период бодрствования одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течет кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения и т. д. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. Все эти процессы регулируются и контролируются нервной системой.

Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе. Кроме того, нервная система человека отвечает за его психическую деятельность (мышление, речь, поведение).

– Что вы делаете, когда вдруг случайно рукой касаетесь горячего утюга или уколете палец иголкой? Вы мгновенно отдергиваете ее.

– Вы идете по дороге, сзади вас раздается гудок машины. Что вы делаете? Немедленно отходите в сторону.

– Кто же заставил вас отдернуть руку от горячего утюга, убежать в сторону от опасности?

Вывод. Работой всех наших органов управляет нервная система.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Фиксируют знание и незнание, затруднения.

Работают с текстом: осознанно читают статьи учебника.

Задания, работа с учебной статьей.

Физкультминутка.


(См. Приложение.)

Выполняют движения.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Наблюдение учителя

2. Работа с таблицей, плакатом.


Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Нервная система», закрепленную на демонстрационном стенде, и на плакат «Общий план строения нервной системы» (см. Ресурсный материал).

Задание. Прочитайте на плакате и назовите, что входит в нервную систему.

Выполняют задания учителя

Рассматривают плакаты


3. Рассказ учителя (см. Ресурсный материал)


Задание. Приведите свои примеры быстрого реагирования нервной системы на какие-либо факторы, воздействующие на наш организм.

– Сделайте вывод о том, каково значение нервной системы




IV. Практическая деятельность.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Индивидуальная форма работы. Практический метод

(выполнение заданий)

Организует работу в тетради: задание 4, с. 3, задания 5–6, с. 4

Выполняют задания

Работают в тетради на печатной основе

Задания

в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа, работа с учебником)

– Что составляют органы, совместно выполняющие общие функции?

– Что такое орган?

– Какие органы вы знаете?

– Какие системы органов вам известны?

– Мы выяснили, что системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Например, быстрый бег может быть обеспечен работой ряда органов и систем. Каких именно? (Нервная система, органа движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др.)

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Беседа. Саморегуляция

Домашнее

задание

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(объяснение)

Подготовить рассказ на тему «Значение нервной системы для человека»; тетрадь: задание на с. 4.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания