Тема урока: «Почему мы часто слышим слово «экология»?
Цели: формировать первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, познакомиться с профессией – эколог.
Задачи:
образовательные: дать первичные представления об экологии, формировать знания об экологической целостности природы;
развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки
воспитательные: воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать её.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса.
- Какая же удивительная наша планета - Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы.
- Ребята, что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные)
- Почему же говорят, что наша планета Земля в опасности? (ответы детей)
- Кто и как загрязняет нашу планету?
- На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, и газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Как решить эту проблему? (ответы детей)
- О чём же будем говорить сегодня на уроке? (О природе. О том, как надо относиться к природе)
- Правильно, а ещё, мы сегодня постараемся ответить на вопрос «Почему мы часто слышим слово «экология»?
II. Формирование новых знаний.
- Мы, люди, зависим от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но и природа зависит от нас. В реке загрязнили воду, от этого погибла рыба, на лугу оборвали все цветы, поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого стало людям тяжело дышать. Наша планета требует помощи и мы всё чаще и чаще слышим слово «экология».
- Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?
- Давайте попробуем разобраться, что это слово означает.
- А вы как думаете, что такое экология? (ответы детей)
- Давайте прочитаем, как объясняется это слово в словаре.
– Так, что же такое экология? (Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле.)
- Почему нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле? (Ученики высказывают свои мнения.)
- Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (ответы детей)
- Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, звери, жучки…
- Как вы думаете, кто такой эколог? Чем он занимается? (ответы детей)
- Экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Это учёные, которые оберегают всё, что растёт, и всех кто живёт в природе от исчезновения. Учёные – экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, к земле, воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать»
III. Работа по учебнику. Беседа по прочитанному.
- А теперь прочитаем текст на с. 74-75. (чтение вслух детьми текста)
- Какой праздник придумали экологи? (День Земли)
- Когда его отмечают? (22 апреля)
- Что делают в этот день? ( В этот день все люди вспоминают, что живут в одном общем доме. И каждый думает, что хорошего сделал он для Земли, не сделал ли что-то плохое)
IV. Составление памятки.
- Природа может исчерпать свои богатства. Природе нужна наша помощь и поддержка. И для этого нам достаточно запомнить простые правила поведения на природе.
- Давайте вместе с вами составим памятку «Правила поведения на природе»
Не ловить и не приносить домой детенышей лесных зверей и птиц.
Беречь лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
Не ловить бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
Не ломать веток на деревьях.
Не оставлять за собой мусор на природе.
Не шуметь на природе. Шум вреден для животных, потревоженные звери и птицы чаще всего стараются убежать или улететь, а птенцы и зверята, не поспевают за взрослыми, нередко теряются и погибают.
V. Итог урока.
- Какой вопрос был задан в начале урока? (Почему мы часто слышим слово «экология»?)
- Как мы ответим на этот вопрос?
(Природа находится в опасности. Нужно беречь природу)
(Природа находится в опасности. Нужно беречь природу.