СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру «Правления Петра I и Екатерины II»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Правления Петра I и Екатерины II»»



















Конспект урока по окружающему миру

«Правления Петра I и Екатерины II»











Исполнитель:

Сафронова С.В.

Учитель начальных классов














Цель:

Образовательная:

  • Закрепить и обобщить знания у учащихся об исторических событиях времён правления Петра 1, Екатерины 2, в том числе: основные политические события и преобразования

  • развитие образования и науки в период становления и развития Российской империи.

Развивающая:

  • Продолжить развитие метапредметных умений и навыков, в том числе:

  • Выделение главного;

  • Систематизация;

  • Обобщение;

  • Развитие логического мышления;

  • Развитие монологический речи.

Воспитательная:

  • Формировать чувство гордости за достижения своей страны;

  • Уважения к патриотам своей Родины. Через логическое осмысление и чувственное восприятие формировать личностное отношение к событиям, происходившим в стране в XVIII- XIX вв.

  • Способствовать становлению собственной нравственной позиции учеников, их гражданско-патриотическому воспитанию.

  • Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Тип урока: обобщающий

Оборудование:

  • Портреты Петра I, Екатерины II,

  • Указатели групп: “Историки”, “Исследователи”

  • Задания на карточках;

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их.

Урок у нас необычный, урок – игра. Перед нами стоит достаточно сложная, но интересная задача.

Начинаем урок – игру. На нашем игровом поле встречаются 2 команды.

(“Историки”,“Исследователи”) За каждый правильный ответ команда будет получать жетоны, в конце игры мы подведем итог.

на слайде

Есть три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий – подражание, третий, самый горький – опыт”

Сказал древний философ Конфуций.

Сегодня все мы собрались,
И дружно за руки взялись.
Работать в группе нам легко,
А в одиночку тяжело!

2. Работа над темой урока.

Учитель: Итак, первое задание! Постарайтесь правильно ответить на вопросы.

I тур: “Блиц-опрос

  1. Кто был первым императором Российской империи? (Пётр I)

  2. Время правления этой царицы называли "Золотым веком дворянства"? (Екатерина II)

  3. О ком говорил А.С. Пушкин: Он сам был первым нашим университетом? (О Михаиле Васильевиче Ломоносове)

  4. По приказу Екатерины II открывается учебное заведение для дворянок. Как оно называется? (Смольный институт благородных девиц)

  5. Основала первую Академию для изучения русского слова?(Екатерина Романовна Дашкова)

Ребята, сейчас мы с уверенностью сможем ответить на главный вопрос: о каких правителях Российской империи пойдет речь на нашем уроке?

(Петр 1, Екатерина 2)

(портреты на доску)



(Тема урока на доску)

- Учитель:Следующее задание, работа по карточкам.

1 группа «Исследователи» будет готовить рассказ о времени правления Петра - I,

2 группа «Историки» – время правления Екатерины II

Чтобы правильно подготовить рассказ вам нужно поработать с учебником, по предложенному плану.

Для группы «Исследователи» со стр. 60 по 65.

Для группы «Историки» со стр .66 по 73

на работу 5-7 мин.

(План на карточках.) Приложение 1

1 группа:

  1. В какие годы во главе нашей страны стоял император Петр I? В каком году он стал императором?

  2. Какие вы можете назвать самые важные события эпохи Петра? (преобразования в государстве и в армии)

  3. Какие события произошли в культурной жизни страны в эпоху Петра?

  4. Какие европейские обычаи появились в его времена?

2 группа:

  1. В какие годы правила Екатерина II?

  2. Почему её правление называлось “золотым веком для дворянства”?

  3. Какие изменения в государстве, науке и образовании произошли в эпоху правления Екатерины.

Предоставляем слово 1 группе.

Первый император Российской империи Петр 1 вошел в историю как царь- реформатор, как Петр Великий

  1. В 1682 году русским царем стал Петр 1. Правил до 1725 г. В 1721 г Петр 1 стал императором.

  2. При Петре 1 России превратилась в морскую державу. Была создана новая, регулярная армия. Появились крупные предприятия и мануфактуры. Петр 1 ввел новые налоги : на строительство флота и на укрепление армии. Провел перепись населения.

  3. Петр 1 ввел первый календарь. Впервые Новый год начали отмечать как праздник 1 января . с 1702 года стала выходить первая печатная газета: «Ведомости». В России появились настоящие школы. Открылся первый музей – Кунсткамера. Петр 1 повелел всем боярам сбрить бороды. В конце 1718 года вышел указ Петра Великого о открытии ассамблеи

2 группа

Продолжительницей дел Петра Великого стала императрица Екатерина 2

    1. Екатерина 2 правила с 1762 по 1796гг 34 года.

    2. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и обязательной военной службы. Из столиц они переезжали в свои имения, поэтому время правления Екатерины 2 называли «Золотым веком дворянства»?

    3. Во время правления Екатерины 2Укреплялось крепостное право. Крестьян дарили, продавали. В роскошное убранство оделась новая столица Российского государства – Санкт Петербург .

Были построены Эрмитаж и Зимний дворец, гранитные набережные Невы.

В царствование Екатерины 2 Россия вела войну с Турцией за выход к Черному морю. Войска возглавил полководец Александр Васильевич Суворов, а флот – адмирал Федор Федорович Ушаков .

В 1755 г был подписан указ об учреждении Московского университета- главного высшего учебного заведения. Его создание связано с именем ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Впервые открывается учебное заведение для дворянок- Смольный институт благородных девиц

Учитель:

Презентация.

Выбери из предложенных реформ, реформы Петра I и Екатерины II на доске

Его реформы: (1 группа)

  • Строительство кораблей, развитие флота;

  • Северная война – завоевание выхода к Балтийскому морю;

  • Основание Российской империи;

  • Преобразования в государстве – установил абсолютную власть, перепись населения, налоги;

  • Преобразования в культуре, науке, быту.Слайд 2 – 3.

Учитель: Продолжательницей дел Петра Великого стала императрица Екатерина II. Слайд 4-6.

Реформы, проведённые Екатериной II (группа 2)

  • Укрепление крепостного права;

  • Великие военачальники А. Суворов, Ф. Ушаков

  • Развитие науки и образования-1755 – открытие Московского университета, Смольный институт благородных девиц, Академия наук.

  • Строительство Эрмитажа и Зимнего дворца в Петербурге.

Учитель: Теперь мы переходим к следующему заданию, нужно вспомнить события, которые произошли в следующие даты.

II тур: Когда это было?

Соотнеси даты и события.

  • 1682 – Пётр I стал русским царём.

  • 1702 - первая печатная газета “Ведомости”.

  • 1703 – строительство Санкт – Петербурга.

  • 1718 – введение ассамблеи.

  • 1721 – Пётр I принял титул императора.

  • 1755 – открытие Московского университета.

Итак, что у вас получилось, (команды представляют даты и события по очереди)

А теперь ребята обратите внимание на экран, проверте и исправте ошибки. Чья команда справилась с заданием без ошибок

Текст физминутки

Примерные движения

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты на войну:

Петр I повелел – шведа бить – не жалеть.

Слава, слава государю!

Новый город основал:

И столицею назвал.

Известен всем он на слух –

Это Санкт – Петербург.

А в войне поворот

Есть у нас военный флот!

Слава, слава государю!

Шведа грозного побил

и Россию укрепил!

Слава, слава государю!

- Шагом марш на месте;

 

- Изобразить удары «молота на наковальню»;

- Руки вверх, потянуться на носочках;

 

- Показать руками квадрат;

- приложить ладонь к уху и «прислушиваясь»;

- учитель произносит «Санкт», а дети хором продолжают – «Петербург»;

- Руки на пояс, повороты вправо – влево,

- Торжественно показать  большой палец на вытянутой руке;

- Руки вверх, потянуться на носочках;

- Руки в стороны, согнуть к плечам - показать «мускулы»;

III тур: “Найди лишнее”

В каждой карточке найти лишнюю дату или картинку. Приложение 2 (На доске)

 

IV тур “Расшифруй слова” (филворд). Приложение 3

Ребята, я раздала вам филворды, вам нужно найти 3 спрятанных слова

(ведомости, империя, рекрут,)



Б

А

У

Т

Ф

Д

Р

Р

О

Л

В

Е

К

Т

И

Я

Д

И

С

Ж

И

О

М

О

Н

Р

Е

П

К

А

(Суворов, флот, гусар)

Б

О

К

У

Г

Т

Р

О

С

Е

К

В

Д

А

Р

У

Ф

И

Л

И

Т

З

Н

Ш

К

У

З

О

В

А

Работа со словарем!!!

Подведем итог, какие слова получились у 1 группы? А вы знаете, кто такой рекрут? а где вы сможете найти ответ? (в словаре)

у 2 группы получились слова? А что обозначает слово гусар, ответ вы найдете в словаре.

  1. Первая группа «Историки» работают над словом РЕКРУТ (Тот, кто принят на военную службу по найму или – как в Российском государстве в 1705–1874 гг. – по повинности.

  2. Вторая группа «Исследователи» работают над словом ГУСАР (Солдат или офицер из частей легкой кавалерии. Кавалерия- Род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовались верховые лошади ,конница.



открываем рабочую тетрадь на стр 32 №52, соедени по точкам, с 37№ 62

Учитель: Перейдём к следующим заданиям, предлагаю вам утверждения:

V тур: “Утверждение”

Если с утверждением согласны, то команда хлопает в ладоши, а если утверждение неверное, в классе царит тишина.

Задания командам:

- При Петре I появились рекруты. - да

- Пётр I основал город – Петрозаводск -нет.

- Первый музей назывался – Кунсткамера.- да

- Во время правления Екатерины II построен Зимний дворец. -да

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Подведём итог нашего урока (один ученик по схеме рассказывает об эпохе развития Российской империи от Петра I и до Екатерины II.) Слайд . (Работа с экраном и указкой)

- Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке! У вас на столах находятся листы самооценки, заполните их. на основе ваших карт,я выставлю вам оценки.

Посчитайте сколько жетонов собрала каждая команда.

домашнее задание: р.т. с. 3 2 № 53, 54



















Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

 





Тема: «Петр I и создание Российской империи»

Вид тематической физминутки:  Познавательно - Проблемная

Целевая установка: Какие изменения произошли в России при Петре I? Какие из них являются важными для усиления государства?