СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Пустыня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме:" Пустыня"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Пустыня"»



ФИО

Щербакова Алла Николаевна

Место работы

МОБУ Сивакская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тема и номер урока в теме

Пустыня

УМК, учебник

«Школа России». Авторы: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4кл., Издательство «Просвещение», 2022г.



Пустыни

Цели
деятельности
учителя

Цель урока: создание условий для усвоения обучающимися знаний о географическом положении зоны пустынь, особенностях природы, растениях и животных, деятельности человека; формирование умений работать с картой природных зон и атласом-определителем, гербарием и дополнительной литературой.

Задачи:

  1. образовательные: создать условия для усвоения обучающимися знаний об особенностях природы, растениях и животных пустыни, деятельности человека; для осознания младшими школьниками ценности изучаемого материала о зоне пустынь для развития экологического мышления и кругозора;

  2. развивающие: содействовать развитию познавательной активности детей, связной речи, критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников;

  3. воспитательные: создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, воспитывать умение работать в коллективе, формировать активную жизненную позицию

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с географической картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир «4 класс.

Оборудование

Электронная карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь











Технологическая карта урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала.


Целеполагание

– Добрый день, дорогие друзья!


Исследуя, можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

В научную лабораторию превращается класс.

А чтобы тему урока узнать,

Нужно нам кроссворд отгадать.

  • 1. Синоним к словам: поход, поездка. Оно позволяет раскрыть многообразие окружающего мира. /Путешествие./

  • 2. Как называется зона, в которой растительным покровом являются кустарники, мхи и лишайники? /Тундра./

  • 3. О какой природной зоне идет речь: «На все стороны путь: ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор!» /Степь./

  • 4. Как мы называем хвойный лес? /Тайга./

  • 5. Дополните: природные … /Зоны./

  • 6. Как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья? /Смешанный./

  • 7. Царство вечной мерзлоты – это … /Арктика./

Ответ: пустыни.

– О какой природной зоне идет речь?

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места





1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Вспомнить все , что знают о пустынях.

Составление кластера

Учитель: Молодцы. Тема нашего урока «Зона пустынь»

-Что Вам известно о зоне пустынь? /Ответы детей./

-Мы продолжаем путешествовать по природным зонам России. Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «Дневник исследований».

-Как вы думаете, для чего нужно вести дневники исследований?

-Заполните левую колонку «дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем изучать лишь песчаную пустыню России и ее обитателей.
- Давайте составим план изучения песчаной пустыни.
Фронтальная работа по составлению кластера .
Учитывая особенности детей, учитель может их подвести к нужным формулировкам. Учащиеся на листках «дневника исследований» составляют кластер.






Заполнение «Дневника исследователя»

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение нового материала

Знакомство
с новым понятием.






Работа со словарем.






Читает стихотворение:

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

и плотном, как мед,

Желтая птица

неслышно плывет…

– Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…) От какого слова произошло слово «пустыня»?
(От слова «пусто».)

Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2. Безлюдное необитаемое место.

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».

Внимательно слушают.








Читают определение понятия в словаре.





Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы



Электронная карта «Природная зона России»

Работа по учебнику. Географическое
положение
и климат пустынь

– Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.

– Какое лето и зима в пустыне?

– Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы

читают учебник и делают отметки на полях, верно ли мы предполагали:

«V»поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.   

«+»поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

«?»поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Коммуникативные:

обмениваются мнениями;умеют слушатьдруг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении


IV. Ис-

следователь-
ская
деятельность

Работа
в группах: сбор информации о про-

блемах зоны пустынь.

– Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями.

• Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки
с изображением растений, учебник (с. 123, 124), атлас-определитель.

делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи».

«Ботаники» собирают

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию;

Устные ответы,

записи
в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


















Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы



Задания:

1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям:

– верблюжья колючка, джузгун, колосняк.

• Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник (с. 126–128).

Задания:

1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).

2. Перечислить животных.

3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд.

• Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни
в пустынях, учебник (с. 129–131).

Задания:

1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения.

2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках.

Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь».


информацию
о растительном мире пустынь.



«Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь.





«Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь.

Рассказывают

«ботаники».

Рассказывают «зоологи».


выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки
и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






V.Физкультминутка












– Вы раскрыли экологические проблемы пустынь.

И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки

-

Аутотренинг-релаксация «Сотвори в себе солнце». .

Учитель: B природе есть солнце. Оно светит и всех любит, и греет. Да­вайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличи­лась. Направляем лучик c добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).




Рассказывают «экологи»





Выполняют действия за учителем-

Во второй колонке «дневника исследователя» запишите, что нового вы узнали о пустынях.





учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравст-


VI. Закрепление изученного материала

Составление цепи питания, характерной для зоны пустынь


Учитель: Составьте цепь питания.






Составляют цепь питания

Фронтальная, индивидуальная.


записи
в тетради,

взаимопроверка

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

































венно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело


VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Составление хокку.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Учитель: Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу.

-Предлагаю вам составить хокку о зоне пустынь. Вначале вспомним, что такое хокку и его правила составления.

Дети: Хокку – своеобразное лирическое стихотворение-миниатюра из трех строк. Рифмы нет. Наша задача – уметь сказать многое в немногих словах, выразить свое чувства или ощущения, заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.

В первой строчке хокку должно быть 5 слогов, во второй - 7 слогов и в третьей - снова 5. Но иногда можно отступать от этого требования. Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный.

Вот взошло солнце.

Вновь после ночи жара!

Кругом лишь пески…




Учитель: Подведем итоги. Что нового вы узнали о пустыне?

Чему вы сегодня научились на уроке?

Понравилось ли Вам быть исследователями?

Что понравилось в ходе исследования зоны пустынь?

С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Выставление оценок.

Учитель: Выберите из конверта звездочку такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.


Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Комментарий учителя

Стр.122-131. Прочитать текст и ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Составить рассказ-отчет о работе нашей экспедиции в пустыне. Выполнить задания в тетрадях (с. 39 № 1 – 6).


Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач