Цель: Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода, пассажира.
Задачи:
-Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
- Активизировать речь детей, через развитие умения рассказывать о значении дорожных знаков.
-Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками, во время выполнения аппликации.
-Упражнять в выразительном чтении стихов;
-Воспитывать чувство ответственности и осторожное поведение на улицах.
Предварительная работа: экскурсии по городу, настольные дидактические игры по ПДД, изготовление с родителями макетов, рисунков на тему «мой безопасный путь от дома до школы», заучивание стихов.
Оборудование: презентация, костюм Лунтика, обручи, заготовки для аппликации, клей, салфетки.
Ход экскурсии:
У воспитателя звонит телефон, и она начинает эмоционально, выразительно и громко разговаривать по телефону (тем самым привлекая внимание детей). В разговоре воспитатель выясняет, что прилетел космический корабль с луны. После разговора сообщает полученную информацию детям и интересуется их мнением, кто бы мог прилететь на космическом корабле.
В это время раздаётся стук в дверь и в группу входит Лунтик (ребёнок из подготовительной группы)
Лунтик:
Я на свет явился,
Я с Луны свалился.
По городу хотел пройти,
Чтоб друзей себе найти,
Но вокруг меня машины —
Скрипят, повизгивают шины.
Вот пришел я к вам сюда.
Помогите мне, друзья.
Дети здороваются с Лунтиком, предлагают ему погостить у них и научить его правилам дорожного движения.
Учащийся:
Чтоб дети безопасно в городе жили,
Взрослые правила сочинили —
Где безопасно играть, ходить,
Где велосипед водить.
Чтоб невеждами не прослыть,
Будем правила эти учить.
Учитель:
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по улицам нашего города.
Мы путешествовать пойдем
И Лунтика с собой возьмем.
Сначала мы с вами пойдём пешком. Где мы будем идти?
(1 слайд презентации с изображением домов, улицы, дороги)
Учащиеся: (выбирают картинку три) по тротуару.
Учитель: Правильно по тротуару, где ходят пешеходы. А если случится, что на нашем пути не будет тротуара, где же тогда идти? (ответы детей).
Учащиеся: Мы пойдем по обочине. (2 слайд презентаций с изображением людей идущих по обочине)
Обочина – это край дороги, примыкающий к проезжей части. И идти нужно навстречу движущемуся транспорту, по левой стороне, чтобы видеть машины, идущие навстречу.
Учитель: Шагаем по тротуару (под музыку выполняются различные виды ходьбы: на носках, пятках, широким шагом, марш, подскоки, приставным шагом).
Посмотрите вокруг: как много машин на дороге! Одному ребенку по городу ходить нельзя. На дороге есть свои правила, которые все должны выполнять беспрекословно, так как дорога — зона повышенной опасности. А правила эти называются ПДД.
Учитель: А как называется этот участок дороги, к которому мы подошли? (3 слайд презентаций с изображением перекрёстка)
Ученик: читает стихотворение про перекрёсток
Это место пересечения,
Для дальнейшего движения.
Примыкания дорог, чтобы ты проехать мог.
Или может разветвление
Посмотри без промедления!
Учитель: Перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые. Мы живём в городе сельской местности и наши перекрёстки нерегулируемые. Так как движением на таких перекрёстках никто не управляет, поэтому пешеходам и водителям надо быть очень осторожным.
Лунтик: А как же перейти такой перекрёсток?
Ученик: рассказывает стихотворение о пешеходном переходе
Перейти дорогу нужно?
Осторожно, не спеши.
Эти белые полоски
На дороге разыщи.
Рядом будет знак дорожный,
Транспорт здесь замедлит ход.
По полоскам переходит
Тут дорогу пешеход. (Т. Давыдова)
Учитель: Дети подскажите Лунтику где надо переходить дорогу? (где есть знак «Пешеходный переход»)
Лунтик: А я незнаю такой знак?
(4 слайд презентаций с изображением перекрёстка и дорожных знаков)
Учитель: Дети, помогите Лунтику, выберите правильно, какой дорожный знак должен здесь быть? (знак «Пешеходный переход») А как правильно переходить нерегулируемый пешеходный переход?
Ученики:
Остановиться.
Посмотреть налево.
Посмотреть направо.
Снова посмотреть налево.
Если поблизости нет машин, можно переходить дорогу.
Если дорога широкая, дойти до середины, осмотреться. Если появилась машина, остановиться и пропустить её.
Учитель: А можно ли детям дошкольникам переходить дорогу одним?
Ученики: нет, нужно переходить дорогу с взрослым и крепко держать его за руку!
Физминутка.
«Хотим узнать мы очень много, (ходьба на месте)
Отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там, (повороты корпусом)
Поглядим по сторонам.
Веселей вперёд шагай, (ходьба на месте)
От друзей не отставай!»
(5 слайд презентации с изображением регулируемого перекрёстка)
Воспитатель: А в больших городах движением пешеходов и транспорта управляют светофоры. Поэтому такие перекрёстки называются регулируемые!
(6 слайд презентации с изображением светофора)
Ученик: рассказывает стихотворение и на светофоре загорается тот свет, про который ребёнок рассказывает.
Загорелся КРАСНЫЙ свет:
Стой! Вперёд дороги нет!
Уступи машинам путь,
На дороге вежлив будь!
ЖЁЛТЫЙ свет предупреждает:
«Осторожность не мешает.
Будь внимательней сейчас,
Скоро будет путь для вас!»
Подмигнул ЗЕЛЁНЫЙ глаз
Путь свободен и для нас.
Нет теперь машинам хода.
На дороге - пешеходы. (Т. Давыдова)
Учитель: Мы с вами гуляем по улицам нашего города. Значит мы кто?
Ученики: пешеходы
Учитель: А если мы сядем в автобус, то будем кем?
Ученики: пассажирами.
Учитель: Вот и автобусная остановка. Над ней висит знак «Место остановки автобуса»
Игра – эстафета: «Перевези пассажира»
Дети делятся на две команды. Выбирается «водитель», он держит обруч – это автобус. По сигналу «Водитель» перевозит пассажиров с одной остановки на другую. Кто быстрей перевезёт пассажиров, та команда победила.
(7 слайд презентации с изображением остановки)
Ученики: Входить в автобус нужно в переднюю дверь. Занимайте места. В автобусе тоже есть свои правила. Какие правила вы знаете?
Ученики: • Не отвлекать водителя разговорами.
• Не высовываться из окон.
• Войти в автобус, сесть на свободное место. Если места не хватило, нужно крепко держаться за поручни.
• Не стоять возле дверей, проходить в середину автобуса.
(дети вместе с Лунтиком занимают места в импровизированном автобусе)
Учитель: Посмотрите в окно автобуса. Вдоль проезжей части дороги стоят разноцветные знаки. По ним водители и пешеходы читают дорожную азбуку.
(на 8 слайде появляются образцы дорожных знаков.)
Учитель: Вот «запрещающие знаки»: они круглые, с красной каемочкой. Что они запрещают? (ответы детей)
Учитель: Они запрещают движение пешеходов в неположенном месте, движение на велосипедах.
Учитель: Есть знаки предупреждающие. О чём они предупреждают? (ответы детей)
Учитель: Они предупреждают водителя о скользкой дороге, о том, что, впереди пешеходный переход, что на дороге могут появиться дети. Они треугольные с красной каёмочкой.
Учитель: А это знаки предписывающие: они квадратные или круглые, голубого цвета. О чём они говорят? (ответы детей)
Учитель: Они указывают направление движения, место остановки автобуса, пешеходный переход, велосипедную дорожку.
Ученик:
Чтоб в беду не попадать,
Эти знаки надо знать.
На них внимательно смотри,
Они — помощники твои.
Учитель: Посмотрите, автобус нас привёз прямо к детскому саду. Ну вот Лунтик ты многое увидел и узнал.
Лунтик:Дорожная азбука такая сложная, что я даже не смог запомнить все дорожные знаки. Как же я смогу дойти до космического корабля? (ответы предложения детей)
Учитель:Ребята я предлагаю вам сделать аппликацию дорожного знака и рассказать о нем Лунтику.
Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки дорожных знаков — круги, треугольники, квадраты, прямоугольники разного цвета, а также вырезанные из черной и белой бумаги человечки, автобусы, велосипеды и др. Дети выбирают нужные заготовки, выполняют аппликацию. Звучит спокойная музыка.
По окончании работы желающие дети рассказывают о своих знаках, и вручают их Лунтику.
Лунтик: (благодарит детей за помощь, дружбу) Теперь я уверен, что смогу безопасно найти дорогу к своему космическому кораблю и вернуться на Луну.
(Лунтик прощается и уходит).
Учитель: Как вы считаете ребята, смогли мы научить Лунтика правилам дорожного движения? Почему? (ответы высказывания детей). А кому из вас понравилось наше путешествие? Почему? А кому нет? Почему? А вы будете использовать правила дорожного движения? Почему? А кого вы можете ещё научить ПДД? А о каких правилах дорожного движения вам бы хотелось рассказать своим друзьям? Почему?
Учитель: Сегодня мы совершили виртуальное путешествие по улицам города, были и пешеходами и пассажирами и смогли научить Лунтика ПДД. А чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!