Тема | Рисование бордюров |
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв (полуовала), рисования бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с пальцами, палочками; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв – полуовал; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения; применяют обобщающие слова |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровые упражнения с пальцами, палочками, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв – полуовал; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, обобщающие слова |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Тетрадь дошкольника 5–6 лет : учимся правильно писать / авт.-сост. Л. А. Выткалова, П. В. Краюшкина. – Волгоград : Учитель, 2009 |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 11–12, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание полуовалов, рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы; вспомним героев сказки «Колобок», К. Чуковского «Муха-Цокотуха». – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают | |
III. Актуализация опорных знаний. 1. Игровое упражне ние с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек.  Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Обведение предметов по контуру (с. 11) | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный, практический | – Откройте учебные тетради на с. 11. Скажите, кто изображен на картинках? – Как одним словом можно сказать? – Героев какого литературного произведения изобразил художник? – Почему они изображены радостными, веселыми? – Сядьте правильно, возьмите простой карандаш, положите правильно учебную тетрадь, обведите точно по контуру по своему выбору предмет, изображенный на с. 11 | Отвечают на вопросы: – Бабочка, жук, муравей, муха. – Насекомые. – К. Чуковского «Муха-Цокотуха». – Муха-Цокотуха празднует свое освобождение от Паука-злодея, который хотел Муху погубить. Выполняют задание | Формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают содержание иллюстраций; правильно сидят при письме, держат карандаш, верно располагают учебную тетрадь на столе; обводят предметы четко по контуру, пользуются обобщающим словом | Индивидуальный. Проверка правильной посадки за столом, положения учебной тетради при письме, верного обращения с карандашом во время выполнения работы, точного обведения предмета по контуру |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Письмо элементов букв – полуовалов (с. 10–11) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение с показом образца написания элемента, письмо элемента; словесный, практический, наглядно-демонстрационный | – Посмотрите на нижнюю часть с. 10–11. Какой элемент дан в рабочей строке? – Расскажите, как правильно прописывать полуовалы. – Проверьте посадку за столом, правильное положение карандаша и учебной тетради при письме, обведите элемент в тетради, продолжите написание полуовала. Учитель обращает внимание на соблюдение одинакового расстояния между элементами. | Отвечают на вопросы: – Полуовал. При педагогической поддержке учителя вспоминают написание элемента (см. урок 7). Самостоятельно выполняют задание. Подчеркивают тот элемент, который получился лучше всего. Выполняют задание | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом, пишут элементы букв – полуовалы; ориентируются в учебной тетради, рабочей строке; внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, штрихуют предметы, не выходя за контур | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, написания элемента букв: полуовалов, штриховки предметов, не выходя за контур |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Игровое упражнение с пальчиками «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения затем выполняются пальцами левой руки, потом двумя руками одновременно | Выполняют движения физкультминутки | | |
2. Письмо элементов букв – полуовалов; узоров, бордюров (с. 10–11) | | – Переверните страницу учебной тетради вперед. Назовите, герои какой сказки изображены на с. 12. – Вспомним содержание русской народной сказки «Колобок». – Почему история про Колобка так грустно закончилась? – Но ведь ему было, наверное, интересно и любопытно, как и всем нам, что там, за пределами избы? – Сядьте правильно, проверьте положение учебной тетради, правильное положение карандаша при работе, заштрихуйте предметы, изображенные на рисунке, полуовалами, при этом пользуясь карандашами соответствующих цветов | – Сказки «Колобок». Рассказывают сказку (по цепочке). – Колобок не послушался бабу и деда. – Да, но надо было дождаться возвращения бабы и деда, попросить их сопровождать его на прогулке. Выполняют задание | | |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? – Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 12. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку | |