Конспект урока биологии по теме « Вода в природе» для учащихся с лёгкой умственной отсталостью 6 класса
Цель урока: развитие познавательного интереса и устной речи учащихся, путём применения электронной презентации и создания проблемной ситуации.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания учащихся о распространении воды в природе, и её роли в жизни растений, животных и человека.
Коррекционные:
-коррекция мышления на основе упражнений при сравнении и анализе;
- активизация речевой деятельности;
- развитие зрительного восприятия и слухового внимания;
Воспитательные: воспитание заботливого и ответственного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование.
Презентация « Вода в природе».
Карточки с индивидуальными заданиями.
Карточки «Вода в природе».
ТСО (экран, проектор, компьютер)
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. (Слайд 2)
II. Проверка домашнего задания.
Ребята! Давайте с вами вспомним тему прошлого урока.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как люди изучают природу?( Слайд3)
III. Актуализация знаний. (Сообщение темы и цели урока). (Слайд 4)
Отгадайте загадку!
Что в гору не вкатить,
В решете не удержать
И в руках не унести?
Сегодня мы вспомним, что вы знаете о воде, познакомимся с распространением воды в природе, и узнаем какую важную роль играет вода в жизни растений, животных и человека.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Вода в природе».
IV. Изучение нового материала.
Именно с раздела о воде начинается изучение биологии в 6 классе. Почему так важны знания о воде? Посмотрите на глобус (модель нашей планеты) и вы увидите много синего цвета.
- Кто знает что обозначают синим цветом на глобусе?
(синим цветом обозначены моря и океаны нашей планеты) (Слайд 6)
В литературном творчестве вода так же занимает большое место: загадки, пословицы и поговорки, рассказы, стихи, сказки. И всё это не случайно. Ведь вода занимает основное место в жизни.
-Что такое вода? ( жидкое вещество)
-В каких агрегатных состояниях она бывает? (в жидком, твёрдом, газообразном)
-Где с водой могут происходить разные явления? (в природе)
- Для чего нужна вода? ( для приготовления пищи, для выработки электричества, для мытья посуды, для поливки огорода, для двигателей машин)
-Какое значение играет вода для жизни на земле? (Слайд 7)
- Вода приносит огромную пользу. Что нужно знать, чтобы правильно её использовать? (свойства воды)
- Как надо вести себя, чтобы не загрязнять воду? (Слайд 8)
(надо охранять водоёмы)
2. Ребята, дополните предложения о воде. (Предложения на экране проектора). (Слайд 9)
3. Все тела природы состоят из общего вещества – воды. Отгадайте загадки, отгадки в которых будут называть тела, состоящие из воды. (Слайды 10-16)
1) Без крыльев летят,
без ног – бегут,
без паруса – плывут. (облака)
2) Что видно, когда ничего не видно? (туман)
3) Под землёй живёт,
на небо смотрит. (родник)
4) Приходил, стучал по крыше,
уходил – никто не слышал. (дождь)
5) Не конь, а бежит,
не лес, а шумит. (река)
6) Вечером наземь слетает,
ночь на земле пребывает,
утром опять улетает. (роса)
7) В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)
8) Скатерть бела весь мир одела. (изморозь, снег)
9) Кругом вода, а с питьём беда. (море)
3. Рассказ учителя о значении воды для жизни на Земле. (Слайды 17-19)
Вода в природе находится повсюду: в различных водоёмах, на вершинах гор, в воздухе, в почве и даже в телах животных, растений и человека. Вода необходима всем живым существам. Используя учебник, прочитайте текст на стр. 17-18 и ответьте на вопрос: какое значение имеет вода для всех живых существ на земле?
4. Физкультминутка. (Слайд 20)
V. Закрепление изученного :
Выполните индивидуальные задания:
1 группа учащихся.
Заполни таблицу «Запасы воды в природе», используя слова для справок: вершины гор, воздушная оболочка Земли, океаны, айсберги, моря, льды и снега Антарктиды, озёра, реки, ручьи, почва, подземные воды.
Состояния воды | Места нахождения в природе |
Жидкость | |
Твёрдое тело | |
Газообразное тело | |
2 группа учащихся.
Допиши предложения.
Вода – это природное_____________.
В природе вода может встречаться одновременно в трёх состояниях ______________, ______________, _________________.
Слова для справок: твёрдое состояние, жидкое состояние, газообразное состояние, природное тело. (Слайды 21-22)
VI. Подведение итогов. (Оценивание учащихся).
-А сейчас проверим и закрепим ваши знания. Ответьте на вопросы теста-тренажёра. (Слайды 23-30)
-Что надо делать, чтобы сохранить и сберечь воду? (Слайды 31-37)
-Молодцы, ребята, сегодня вы показали свои знания и узнали много нового и интересного о распространении воды в природе и её значении для всех живых существ. Никогда не позволяйте себе загрязнять водоёмы и оставлять мусор на берегу реки.
- Вам понравился урок? Рефлексия. (Слайд 38)
VII. Домашнее задание.
Страница 14-18 прочитать, ответить на вопросы.