Русский язык 10 класс
Тема: Антонимы
Цель: углубить знания об антонимах; формировать понятия однокоренные и разнокоренные антонимы, контекстуальные антонимы.
Ход урока
Оргмомент
Проверка домашнего задания (упр. 106: 1 – уточнение, 2 – замещение, 3 – экспрессивно-стилистическая функция, 4 - уточнение)
Подведение к теме урока с помощью чтения стихотворения заранее подготовленным учащимся:
Лики лжи
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной,
Выдающейся и заурядной,
Откровенной, нелицеприятной,
А бывает просто суетой…
Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолётной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной.
Правда же бывает только правдой.
Ф. Кривин
Объявление темы, её запись в тетрадях;
цели урока (ставят ученики):
«к концу урока я буду знать всё об антонимах, их разновидностях, научусь находить их в текстах, употреблять в устной и письменной речи как изобразительно-выразительные средства»;
- Являются ли антонимами следующие пары слов? Почему?
Холодный – горячий (да, прилагательные, характеризуют предмет по температуре); друг-враг (да, существительные, характеристика по отношению); вода – лёд (нет, это разные агрегатные состояния), стол-стул (нет, разнородные предметы мебели); белый – чёрный (да, противоположные цвета – контраст); работа – отдыхать (нет, слова разных частей речи).
Вывод: Антонимы – слова, имеющие противоположное значение.
Изучение материала на стр.79-60.
Проверка изученного материала:
Какой принцип положен в основу создания антонимичной пары? (контрастность, но сопоставимость); по упражнению108 – определение причин неантонимичности пары (не являются антонимами: тётя – дядя, открыть - прикрыть, брат – сестра, я – ты, рука – нога)
Чем различаются однокоренные и разнокоренные антонимы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из упражнения 105.
Какие приставки указывают на противоположность? (не-, анти-, противо-, а-, гипо-, дез-, псевдо-)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Из упражнения 109 выпишите предложения с контекстуальными антонимами (№ 1: Монголов и Европы; № 3: в вечности – в кратких днях; № 4: мастер – ремесленник; №6: культуры – варварства)
Как вам кажется, если слово многозначное, сколько у него может быть антонимов? (столько, сколько значений; у каждого значения свой антоним)
Задание: записать словосочетания со словом светлый, подобрать антонимы
Задание классу: составить словосочетания со словом тяжёлый, подобрать антонимы.
Проверка выполненного задания
Обобщение (по НАШТОБУЗУ)
Обратная связь: тест
Тест
Выберите верное утверждение:
а) к каждому слову можно подобрать антоним;
б) пару антонимов могут составлять разные части речи;
в) антонимичными могут быть только сопоставимые понятия.
2. Выберите строку, в которой все пары слов являются антонимичными:
а) весёлый – грустный, ранний – поздний, торопиться – медлить:
б) земля – небо, пол - потолок, зима – лето;
в) искра – пламя, белоснежный – грязный, сорока – воровка.
3. Выберите ошибочное образование пары однокоренных антонимов:
а) заводить – подводить; в) прописка – выписка;
б) собирать – разбирать; г) разговор – приговор
4. Выберите предложение, в котором употреблены контекстуальные антонимы:
а) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! (А. Блок)
б) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой… (А. Пушкин)
в) А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. (С. Есенин)
5. Укажите пару, построенную неверно:
а) мягкая подушка – жёсткая подушка;
б) мягкий карандаш – жёсткий карандаш;
в) мягкая походка – тяжёлая походка.
Ключ:
VII. Рефлексия
Продолжить высказывания:
Сегодня на уроке мне удалось…
Для меня стало открытием …
Мне больше всего понравилось…
Хотелось бы узнать подробнее (закрепить) …
Выставление отметок
Домашнее задание: §17 (стр.61-62); упр.110, 112