I. Актуализация. – На доске запись: иду наверх пою громко закончу завтра перейду вброд – На доске запись: иду наверх куда? пою громко как? закончу завтра когда? перейду вброд как? каким образом? II. Создание проблемной ситуации Алгоритм исследования части речи: 1. Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Как изменяется? 4. Синтаксическая роль в предложении. 5. Какую работу в языке выполняет часть речи? | - Посмотрите на доску. - Что записано? -Какие части речи образуют эти словосочетания? -А что такое глагол? (учитель выставляет на доску табличку: Глагол – часть речи. Обозначает действие предмета. Вопросы: что делает? что сделает? | -Кто сможет дать характеристику глаголу? -Молодцы. Я согласна с вашими ответами. А давайте поставим вопросы к словам в словосочетаниях. (Учитель фиксирует на доске вопросы к наречиям) -Ребята, а мы раньше встречались с частью речи, которая отвечает на данные вопросы? -Какую цель перед собой поставим? -Вспомните, по какому алгоритму мы ранее исследовали части речи? (Учитель фиксирует на доске) | -На доске записаны пары слов. -На доске записаны словосочетания. -Здесь слова иду, пою, закончу, перейду - обозначают действия. Это глаголы. -Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? И что сделать? -Это глагол 1-го лица. -Это глагол ед. числа. -Глагол иду, пою, перейду – 1спр, глагол закончу – 2 спр. -Ещё здесь глаголы иду, пою – наст.вр., перейду, закончу – буд.вр. -А ещё эти глаголы можно изменить по лицам. (Дети читают слова с вопросами) -Эта часть речи нам не знакома. -Исследовать новую часть речи, её особенности. (Дети называют шаги алгоритма) |
III. Исследование части речи в группах. | -1 группа. Исследуйте, на какие вопросы отвечает наречие. Карточка 1. К выделенным словам поставьте вопрос. Бежать быстро, дружно поют, усердно трудятся Прозвучал вчера, делаю сейчас, прочитаю завтра Подписали внизу, зашёл справа, заметил вдали Пошёл направо, падает вниз, смотрю вперёд Падает сверху, услышал издали, взял снизу 2 группа. – Как изменяется наречие? Карточка 2. Измените в словосочетаниях глаголы и поставьте опять вопросы в словосочетаниях иду наверх пою громко закончу завтра перейду вброд -Сделайте вывод, как изменяются выделенные слова. по временам; по лицам; по числам и родам; не изменяются 3 группа - Какова синтаксическая роль в предложении. Карточка 3. Задайте вопрос к выделенным словам. Каким членом предложения они являются? Домашние гуси закричали пронзительно и тоскливо. Работа была выполнена быстро и качественно. 4 группа - Определите роль выделенных слов в тексте. Карточка 3. Какую часть речи они поясняют? Пришла очень суровая зима. Недавно выпал снег. Холодно и голодно бывает птицам зимой. Без корма птички сильно слабеют и замерзают. Многие сразу погибают. Пожалей пернатых друзей! | Как? Когда? Где? Куда? Откуда? Идёшь наверх куда? Поём громко как? Закончат завтра когда? Перейдёшь вброд как? каким образом? |
IV. Выводы по результатам исследовательской работы в группах. | | (Выступают представители от каждой группы) 1гр. – КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? 2 гр. – не изменяются (не склоняются, не спрягаются) 3 гр. - второстепенный член предложения. Обстоятельство. 4 гр. – Эти слова – активные помощники глагола, прилагательного. Поясняют их, придают им четкость, украшают нашу речь. |
V. Подведение итогов | -Может быть кто-то из вас знает как называется часть речи с такими признаками? -Хорошо, молодец. Это действительно наречие. - Кто сможет сформулировать правило, глядя на алгоритм, что такое наречие? -А теперь прочитайте это правило в учебнике. - Все ли выводы мы с вами сделали? (возвращение к алгоритму) | -Я знаю, как она называется. Это наречие. (Дети формулируют правило) (Дети читают правило по учебнику) -Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда ? где? куда? откуда?, в предложение является второстепенным членом – обстоятельством. |
VII. Закрепление полученных знаний. Выполнение самостоятельной работы по выбору. Самопроверка. Рефлексия. | (Детям предлагается оценить свои возможности и выполнить задания по карточкам) Образуйте наречия. Зелёный цвет карточки – задание более лёгкое. Выпишите словосочетания с наречиями, поставьте к ним вопрос. Красный цвет карточки – задание повышенной сложности. | верх – (где?)… далёкий – (откуда?)… сильный– (как?)… левый – (куда?)… Сегодня выпал пушистый снежок. Вдалеке он кажется на мягкий ковёр. На душе становится светло и радостно. (Дети выполняют самопроверку по образцу и оценивают себя) |
VIII. Обобщение. | -А теперь давайте проверим, как вы усвоили урок и проведём небольшой тест. Раздаются листочки с тестом. | 1. Наречие – это… А) склоняемая часть речи Б) спрягаемая часть речи В) неизменяемая часть речи 2.Наречие отвечает на вопросы… А) что делать? что сделать? Б) кто? что? В) как? откуда? где? когда? 3. В предложении наречие бывает … А) главным членом Б) второстепенным членом 4. Наречие чаще всего поясняет… А) существительное Б) глагол В) союз 5. Найди словосочетание с наречием А) медленная музыка В) звучала медленно Б) вышел на улицу Г) ветка яблони |
IX. Рефлексия деятельности. | -Приготовьте свои ладошки. | Мизинчик – мыслительный процесс. - Что мы узнали нового? -Что сегодня делали? Безымянный – близость цели. - Добились ли желаемого результата? Средний - состояние духа. - Каким было настроение на уроке? Указательный - помощь. - Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь? Большой – благодарность. Поблагодарите друг друга за урок. |