Актуализация изученных способов действий | Систематизировать знания об изученных членах предложения, развивать умение анализировать, оценивать свой ответ | - Какую тему изучаем? -Какие главные члены предложения знаете? - Что знаете о подлежащем? - Что знаете о сказуемом? (открыть таблицу «Члены предложения», 1 страница флипчарта) - Что научились делать? -Проверим домашнее задание. (Какое задание нужно было выполнить? Как ты рассуждал? Как действовал?) - Есть ли дополнения у класса? -Оцени свой ответ | Дети отвечают правила о главных членах предложения. 2 человека работают у доски, оценивают свой ответ |
Постановка учебной задачи | Обеспечить мотивацию обучающихся к изучению нового материала. Учить формулировать тему урока, определять задачи. | - Прочитайте следующее задание (открыть 2 страницу флипчарта) - Зачем надо уметь делать разбор по членам предложения? -Спишите предложение, выполните задание. -Кому удалось выполнить задание? -Как ты действовал? -Есть ли замечания у класса? - Какое задание нужно было выполнить? - Что выполнил ученик? - Почему не удалось выполнить задание? - Попробуем подобрать название этим словам. По моей просьбе А. Никитина исследовала дома слово «второстепенный». - Послушаем, что ей удалось узнать (открыть 3 страницу флипчарта) - Кто сформулирует тему урока? - Какие задачи поставим на урок? (открыть 4 страницу флипчарта) | Ученик, выполнивший задание, выполняет его на доске. Дети подбирают название неизвестным членам предложения. Ученица рассказывает об образовании, орфограммах, о значении слова «второстепенный». Дети формулируют тему урока, определяют задачи на урок. |
Открытие нового знания | Освоить прием выделения второстепенных членов из предложения. Развивать умение анализировать, оценивать свой ответ, оценивать работу в паре. Развивать умение формулировать правило по опорным словам. | 1.- Как будем решать поставленные задачи? - Что будем исследовать? - Как легче работать в паре или самостоятельно? - Какие правила работы в паре надо помнить? - Прочитайте инструкцию. - Есть ли вопросы по инструкции? Можно приступать к выполнению задания. (открыть 5 страницу флипчарта) - Какие второстепенные члены нашли? - Как рассуждали? - Есть ли замечания у класса? - Оцените свой ответ. - Оцените работу в паре с помощью знаков !,? 2.- Прочтите снова первое предложение. - Прочтите новое предложение (открыть нераспространенное предложение с такой же грамматической основой). - Сравните предложения. - В каком предложении более точная, полная информация? - Каким словом можно назвать предложение с более полной, точной информацией? - Догадались ли вы, что сделало предложения распространенными? Предлагаю, используя опорные слова, составить правило о второстепенных членах предложения. (Открыть 6 страницу флипчарта) Второстепенные члены предложения – уточняют, это, не главные, дополняют, которые, поясняют, члены предложения, предложение. - Как проверить наше предположение? Прочтите правило в учебнике. 3.Физкультминутка | Одна пара выполняет задание у доски, находит грамматическую основу в предложении и «перемещает» второстепенные члены. Дети анализируют и оценивают свой ответ. Дети формулируют правило по опорным словам. Дети работают с учебником. |
Закрепление | Развивать умение составлять план действий. Закрепить прием нахождения второстепенных членов в предложении, развивать умение устанавливать смысловые связи между членами предложения. Развивать коммуникативные учебные действия. Развивать умение оценивать работу группы. Подвести итоги по результатам отчетов групп. | (Открыть 7 страницу флипчарта) - Что изображено на доске? - Что показывает стрелка? - Как можно выявить связь между словами в словосочетании? - Прочитайте новое задание (открыть задание: «Задайте вопросы к второстепенным членам предложения, установите связь между членами предложения») - Алеша и Наташа, ученики другой школы, предложили план выполнения этого задания. (Открыть 8 страницу флипчарта) - Прочитайте, есть ли у вас замечания, дополнения? (внести исправления в план). Работать будем группами, представителей прошу получить карточки с заданиями. Проверка. - От какого члена предложения ставили вопрос? - Какой вопрос ставили? - Оцените работу в группе с помощью знаков !? - Какое похожее задание мы выполняли на предыдущих уроках? (выписывали словосочетания) (Открыть 9 страницу флипчарта) - Сформулируем вывод этого этапа урока, продолжите высказывание: Когда мы ищем второстепенные члены предложения, мы ищем… (словосочетания). | Дети «читают» модель словосочетания. Учатся составлять план действий. Дети выбирают задания по степени сложности. Выступают представители групп, группа-оппонент вносит замечания, исправления. |
Рефлексия. Итог урока | Развивать умение сопоставлять задачи и результаты; анализировать, оценивать свои достижения. Систематизировать знания с учетом новых открытий. Определить круг задач на следующие уроки. | 1.- Какие задачи ставили на урок? - Удалось ли их выполнить? - Оцените свою работу на уроке с помощью листков оценивания по критериям: «Я знаю… Я умею…» 2.Вернемся к таблице «Члены предложения» (Открыть 1 страницу флипчарта). - Какие дополнения можно внести? - Удалось ли нам узнать все о второстепенных членах предложения? - Как вы думаете, что о второстепенных членах предложения нам предстоит узнать на других уроках? 3.Урок закончен, запишите домашнее задание. (10 страница флипчарта) | |