СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей и учеников начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов"»

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами  и, а, но, и без союзов

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Цели урока:повторить, обобщить пройденный материал по теме «Однородные члены предложений», совершенствовать умение распознавать однородные члены предложения с союзами и без союзов, умение правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами, закреплять умение выделять главные члены предложения, пополнять активный словарный запас пословицами;

Ход урока

  1. Организационный момент

Сидели на пенечке осенние денёчки,

Последние осенние тёплые денёчки.

А солнышко светило, денёчки золотило.

  • Я видел на опушке их рыжие макушки. (А. Шлыгин)

  • Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

  • Почему?

  • Как преображается природа с наступлением осени?

  • Осень – замечательное время года. Особенно, когда светит солнышко. Природа дает нам радость, прилив бодрости, хорошее настроение. Солнышко ласково светит, лучики касаются ваших щек, глаз. А ещё сегодня праздник «День шуршания листьями». И у вас сегодня будет возможность пошуршать листьями на перемене. А сейчас настройтесь на серьезную работу.

  1. Актуализация знаний

Минутка чистописанияСлайд 2

Сс

Сапоги,

  • Сделал дело — гуляй смело  (На первом месте дела, а потом отдых)

Как вы понимаете смысл этого предложения?

Можно ли утверждать, что в этом предложении представлена народная мудрость?

А если это так, то что вы записали? ( пословицу).

К какому жанру литературы относятся пословицы? (устное народное творчество –фольклор).

Вспомните, что ещё относится к фольклору? (летописи, загадки, поговорки, потешки и т.д.)

Словарный диктант Слайд 3

  • Столица России.

  • Главная площадь нашей страны.

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого...

  • Как похоже слово «царствует» на приветливое слово…

  • Если тебя ругают за шалости, надо сказать простите…

  • Синоним слова «прощай».

  • Сооружение в виде ступеней для подъёма и спуска.

  • Для уборки урожая на поля я выезжаю.

  • Шестой день недели.

  • Школьный год кончается и что начинается?


Москва, Красная площадь, спасибо, здравствуй, пожалуйста, до свидания, лестница, комбайн, суббота, каникулы. (Взаимопроверка)Слайд 4


Запись предложения с комментированием и разбором по членам предложения у доски.

Птицы тревожились, тоскливо кричали, прощались с родным краем.

Что мы можем сказать об этом предложении?

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Запиши предложения, расставляя запятые там, где это необходимо.

Упражнение 1

Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе. В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.


2.Запиши предложения, расставляя запятые там, где это необходимо.

Упражнение 2

Скв…рец повернулся к в…стоку растопырил крылышки громко запел. Лес осен…ю сверкает светится лучится.


Физминутка для глаз Слайд 5


  1. Самоопределение к деятельности

  • Сформулируйте тему нашего урока.

  • Попробуйте сформулировать цели урока, спрогнозировать его содержание, а наши мысли соберём в «корзину идей».Слайд 6

  • Да, сегодня мы повторим все, что уже знаем об однородных членах предложения дополним знания, где ставится запятая или несколько запятых, какими союзами соединяются однородные члены и какими членами предложения являются.

  • Вспомним, что такое однородные члены предложения?

  • Как связаны между собой однородные члены предложения на письме? (перечислительной интонацией)

  1. Работа по теме урока

Правила постановки знаков препинания при однородных членах:

Правило в учебнике стр.32Слайд 7


Птицы тревожились, тоскливо кричали, прощались с родным краем.Слайд 8

Устно измените это предложения, вставляя союзы.


Например:Слайд 9

1.Птицы тревожились, тоскливо кричали и прощались с родным краем.

2 Птицы и тревожились, и тоскливо кричали, и прощались с родным краем.

3. Птицы тревожились, тоскливо кричали, но прощались с родным краем.


VI. ФизминуткаСлайд 10

Поднимите руки, представьте, что вы деревья в лесу. Деревья тянут свои веточки к солнышку. Подул легкий ветерок. Деревья стали раскачиваться. Ветерок подул сильнее. Еще сильнее. Очень сильно. Потом стал успокаиваться, успокаиваться и совсем перестал. Деревья опустили свои веточки. Листочки перестали шелестеть.


Прочитайте предложения с интонацией перечисления.

Только осенью можно оценить красоту осины, рябины, клёна. Улетают на юг стрижи и зяблики. Ведёт осень за собой и дождь, и ветер, и слякоть. Осень прикажет, а зима своё скажет. Солнце светит, но не греет.


— Чем похожи предложения? (Все предложения с однородны­ми членами однородные члены объединяются интонацией перечисления и союзами.)

— А чем отличаются эти предложения? (В них передаются раз­ные мысли, союзы тоже разные.)

— Понаблюдайте за постановкой запятой перед союзами а, но. (Перед этими союзами везде стоит запятая.)

— Какое значение имеют союзы а, но! (Значение противопо­ставления действий.)

- Как вы думаете, одинаковое ли значение имеют эти союзы? (Ответы детей.)

- Чтобы точнее ответить на этот вопрос, попробуйте в пред­ложениях союза заменить союзом но, а союз но — союзом а. (Это можно сделать не во всех предложениях.)

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Сделайте вывод о постановке запятой между однородными членами предложения, связанными союзами a но.





Слайд 11

Запиши предложения, вставь пропущенные буквы. Расставь запятые там, где это необходимо.

Упражнение 2


Только осенью можно оценить красоту …сины рябины клёна. Ул…тают на юг стриж.. и зяблики. Ведёт осень за собой и дождь и ветер и слякоть. Осень прикажет а зима своё скажет. Со…нцесветит но не греет.



V.Закрепление изученного материала


Правила работы в парах Слайд 12


Работа в парах Слайд 13

1 ряд

Прочитайте предложение.

В лесу росли ягоды и грибы.

Измените его, опираясь на схему.

и ᴏ, и ᴏ.

2 ряд

Прочитайте предложение.

В лесу росли ягоды и грибы.

Измените его, опираясь на схему.

ᴏ, но (не) ᴏ.


3 ряд

Прочитайте предложение.

В лесу росли ягоды и грибы.

Измените его, опираясь на схему.

ᴏ, ᴏ.



Резервное времяСлайд 14


Упражнение 3

  Спиши предложения. Расставь, недостающие знаки препинания.

  В роще растут и клёны и б…рёзы и дубы. Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.

РефлексияСлайд 15

— Дополните пословицы антонимами.

Ученье – свет, а неученье… (тьма).

Труд кормит, а лень…(портит).

  • Сегодня я узнал…

  • У меня получилось…

  • Было трудно…

  • Было интересно…

IX. Подведение итогов урока


Домашнее задание: стр.32 упр.42, выучить правило в памятке.