Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Цели урока:повторить, обобщить пройденный материал по теме «Однородные члены предложений», совершенствовать умение распознавать однородные члены предложения с союзами и без союзов, умение правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами, закреплять умение выделять главные члены предложения, пополнять активный словарный запас пословицами;
Ход урока
Организационный момент
Сидели на пенечке осенние денёчки,
Последние осенние тёплые денёчки.
А солнышко светило, денёчки золотило.
Я видел на опушке их рыжие макушки. (А. Шлыгин)
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Почему?
Как преображается природа с наступлением осени?
Осень – замечательное время года. Особенно, когда светит солнышко. Природа дает нам радость, прилив бодрости, хорошее настроение. Солнышко ласково светит, лучики касаются ваших щек, глаз. А ещё сегодня праздник «День шуршания листьями». И у вас сегодня будет возможность пошуршать листьями на перемене. А сейчас настройтесь на серьезную работу.
Актуализация знаний
Минутка чистописанияСлайд 2
Сс
Сапоги,
Сделал дело — гуляй смело (На первом месте дела, а потом отдых)
Как вы понимаете смысл этого предложения?
Можно ли утверждать, что в этом предложении представлена народная мудрость?
А если это так, то что вы записали? ( пословицу).
К какому жанру литературы относятся пословицы? (устное народное творчество –фольклор).
Вспомните, что ещё относится к фольклору? (летописи, загадки, поговорки, потешки и т.д.)
Словарный диктант Слайд 3
Столица России.
Главная площадь нашей страны.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого...
Как похоже слово «царствует» на приветливое слово…
Если тебя ругают за шалости, надо сказать простите…
Синоним слова «прощай».
Сооружение в виде ступеней для подъёма и спуска.
Для уборки урожая на поля я выезжаю.
Шестой день недели.
Школьный год кончается и что начинается?
Москва, Красная площадь, спасибо, здравствуй, пожалуйста, до свидания, лестница, комбайн, суббота, каникулы. (Взаимопроверка)Слайд 4
Запись предложения с комментированием и разбором по членам предложения у доски.
Птицы тревожились, тоскливо кричали, прощались с родным краем.
Что мы можем сказать об этом предложении?
Индивидуальная работа по карточкам.
1.Запиши предложения, расставляя запятые там, где это необходимо.
Упражнение 1
Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе. В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
2.Запиши предложения, расставляя запятые там, где это необходимо.
Упражнение 2
Скв…рец повернулся к в…стоку растопырил крылышки громко запел. Лес осен…ю сверкает светится лучится.
Физминутка для глаз Слайд 5
Самоопределение к деятельности
Сформулируйте тему нашего урока.
Попробуйте сформулировать цели урока, спрогнозировать его содержание, а наши мысли соберём в «корзину идей».Слайд 6
Да, сегодня мы повторим все, что уже знаем об однородных членах предложения дополним знания, где ставится запятая или несколько запятых, какими союзами соединяются однородные члены и какими членами предложения являются.
Вспомним, что такое однородные члены предложения?
Как связаны между собой однородные члены предложения на письме? (перечислительной интонацией)
Работа по теме урока
Правила постановки знаков препинания при однородных членах:
Правило в учебнике стр.32Слайд 7
Птицы тревожились, тоскливо кричали, прощались с родным краем.Слайд 8
Устно измените это предложения, вставляя союзы.
Например:Слайд 9
1.Птицы тревожились, тоскливо кричали и прощались с родным краем.
2 Птицы и тревожились, и тоскливо кричали, и прощались с родным краем.
3. Птицы тревожились, тоскливо кричали, но прощались с родным краем.
VI. ФизминуткаСлайд 10
Поднимите руки, представьте, что вы деревья в лесу. Деревья тянут свои веточки к солнышку. Подул легкий ветерок. Деревья стали раскачиваться. Ветерок подул сильнее. Еще сильнее. Очень сильно. Потом стал успокаиваться, успокаиваться и совсем перестал. Деревья опустили свои веточки. Листочки перестали шелестеть.
Прочитайте предложения с интонацией перечисления.
Только осенью можно оценить красоту осины, рябины, клёна. Улетают на юг стрижи и зяблики. Ведёт осень за собой и дождь, и ветер, и слякоть. Осень прикажет, а зима своё скажет. Солнце светит, но не греет.
— Чем похожи предложения? (Все предложения с однородными членами однородные члены объединяются интонацией перечисления и союзами.)
— А чем отличаются эти предложения? (В них передаются разные мысли, союзы тоже разные.)
— Понаблюдайте за постановкой запятой перед союзами а, но. (Перед этими союзами везде стоит запятая.)
— Какое значение имеют союзы а, но! (Значение противопоставления действий.)
- Как вы думаете, одинаковое ли значение имеют эти союзы? (Ответы детей.)
- Чтобы точнее ответить на этот вопрос, попробуйте в предложениях союза заменить союзом но, а союз но — союзом а. (Это можно сделать не во всех предложениях.)
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Сделайте вывод о постановке запятой между однородными членами предложения, связанными союзами a но.
Слайд 11
Запиши предложения, вставь пропущенные буквы. Расставь запятые там, где это необходимо.
Упражнение 2
Только осенью можно оценить красоту …сины рябины клёна. Ул…тают на юг стриж.. и зяблики. Ведёт осень за собой и дождь и ветер и слякоть. Осень прикажет а зима своё скажет. Со…нцесветит но не греет.
V.Закрепление изученного материала
Правила работы в парах Слайд 12
Работа в парах Слайд 13
1 ряд Прочитайте предложение. В лесу росли ягоды и грибы. Измените его, опираясь на схему. и ᴏ, и ᴏ. |
2 ряд Прочитайте предложение. В лесу росли ягоды и грибы. Измените его, опираясь на схему. ᴏ, но (не) ᴏ. |
3 ряд Прочитайте предложение. В лесу росли ягоды и грибы. Измените его, опираясь на схему. ᴏ, ᴏ. |
Резервное времяСлайд 14
Упражнение 3
Спиши предложения. Расставь, недостающие знаки препинания.
В роще растут и клёны и б…рёзы и дубы. Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.
РефлексияСлайд 15
— Дополните пословицы антонимами.
Ученье – свет, а неученье… (тьма).
Труд кормит, а лень…(портит).
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Было интересно…
IX. Подведение итогов урока
Домашнее задание: стр.32 упр.42, выучить правило в памятке.