СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: Морфология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: морфология. Задачи: Дать понятие морфологии. познакомить с группами частей речи

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: Морфология»

Урок в 5 классе по теме «Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи».

Класс: 5 класс.

Предмет: русский язык.

Тема урока: Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: урок-диалог.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия:

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока:

1. дать понятие морфологии, знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи. совершенствовать умения распознавать части речи;

2.Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Оборудование:  

1. задание для групповой работы;

2. раздаточные листы с индивидуальным заданием;

3. тест для каждого учащегося.

Установление контакта с участниками.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…



1. Теория. Морфология - это

Части речи: 1. самостоятельные 2. служебные

  1. Повторение частей речи. Опрос.

Какие части речи вы знаете?

Какие части речи относятся к служебным, а какие к самостоятельным и почему?

  1. Учащимся предлагается по подсказкам угадать, какая часть речи загадана. Отгадывание производится по рядам, побеждает тот ряд, которому понадобилось меньше подсказок.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1) Изменяется по числам

2) Может иметь окончание –ими.

3)В предложении является определением.

4) Обозначает признак предмета

5) Красная – это…

Что называется прилагательным?

Найти прилагательные среди ранее записанных слов.

ГЛАГОЛ

  1. Не дружит с предлогами.

  2. После шипящих у этой части речи пишется Ь.

  3. Может иметь суффикс –л-.

  4. Изменяется по лицам.

  5. Пишется раздельно с частицей «не».

Что называется глаголом?

Найти глаголы среди ранее записанных слов.



СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Может иметь нулевое окончание.

  2. Может иметь окончание -о.

  3. В женском роде на конце пишется Ь.

  4. Изменяется по падежам.

  5. Отвечает на вопрос «что?»

Что называется именем существительным?

Найти существительные среди ранее записанных слов.

Далее в отгадывании участвуют те, кто сумел угадать часть речи с наименьшим количеством подсказок.



НАРЕЧИЕ

  1. Не склоняется и не спрягается.

  2. Может оканчиваться на суффикс -о-.

  3. Указывает на место, время и обстоятельства, при которых происходит действие.

  4. Отвечает на вопрос «как?»

  5. Быстро – это….

Что называется наречием?

Найти наречия среди ранее записанных слов.



МЕСТОИМЕНИЕ

  1. Изменяется по падежам.

  2. Изменяется по лицам.

  3. Указывает на предмет, но не называет его.

  4. Заменяет в речи существительное.

  5. Он – это…

Что вы знаете о местоимении?

Какие местоимения вы можете назвать?

2. Практика. Записать предложение, определить части речи.

Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце.

Физминутка.

Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).

(продолжают дети).


3. Выписать существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы, частицы.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. " Кабы я была царица, - говорит одна девица, - то на весь крещенский мир приготовила б я пир". " Кабы я была царица,- говорит ее сестрица,- то на весь бы мир одна наткала я полотна" "Кабы я была царица, - третья молвила сестрица,- я б для батюшки - царя родила богатыря".


Тест (индивидуально каждому учащемуся).

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Ключ: 1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

Рефлексия.

Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.