СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Окончание Смутного времени"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: урок общеметодологической направленности.

Технология: проблемное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Окончание Смутного времени"»

Конспект урока

Предмет: История России

Тема занятия: «Окончание Смутного времени»

Тип занятия: Урок общеметодологической направленности

Представление о результатах:

- личностные: формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; понимание культурного многообразия мира.

- метапредметные: развитие способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками;

- предметные: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

Цель занятия:

1. Продолжить знакомство учащихся с историческими событиями в период Смутного времени;

2. Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности;

3. Определить последствия Смуты;

4. Воспитание чувства гордости за русский народ, формирование активной гражданской позиции современного российского гражданина.

Технология: Проблемное обучение



Ход урока:

Этапы учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия
(УУД)

Планируемые результаты

Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания учащихся.

Готовятся к учебной деятельности.


Включение в учебный процесс.

Подготовка к работе на основном этапе.




































Учитель: Начало XVII века для нашей страны было крайне сложным и трагическим. Как называется этот период в истории России? (Смута, Смутное время, лихолетье).

-Как вы считаете, такое положение в стране могло продолжаться и дальше?

- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? Как называется тема урока? (Окончание Смутного времени).


- Молодцы, тема нашего урока: Окончание Смутного времени.

Учитель: Мы продолжим знакомство с событиями Смутного времени и постараемся выяснить как закончилось Смутное время в России, как удалось русскому народу преодолеть кризис? Какие факторы способствовали этому?

Каковы могли быть последствия Смуты для Русского государства?

Отвечают на вопросы учителя











Думают и определяют тему урока.
























Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя
с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.



























Постановка целей урока, ознакомление с планом работы на уроке.

Проверка домашнего задания.

Учитель проводит проверку домашнего задания (тестовые задания).


Самостоятельно работают. Затем меняются листочками для взаимопроверки работ.

Познавательные: выполняют самостоятельную работу.

Регулятивные: осуществляют взаимоконтроль.

Выполнение тестовых заданий.


Изучение нового материала.

1. Распад тушинского лагеря.







Назовите по карте русские города и монастыри, которые оказали героическое сопротивление польским и шведским войскам. Назовите годы обороны этих городов.








Работают с картой учебника на стр.17.














Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделяют существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные:

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.



Прочтение исторической карты с опорой на легенду.













2.Семибоярщина.












В июле 1610г. дворяне свергли В. Шуйского с престола. К власти пришло правительство, состоявшее из 7 знатных бояр во главе с князем Мстиславским (Семибоярщина).

1.Что такое Семибоярщина?

2.Чьи интересы защищала Семибоярщина?

3.Каковы итоги правления Семибоярщины?


Работают с текстом

учебника, отвечают на вопросы учителя, записывают определение.





Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника.

Коммуникативные:

читают вслух и про себя тексты учебника.







Устные ответы.












3. Первое и второе ополчение.




















Учитель предлагает, опираясь на информацию в учебнике на стр.23-25, заполнить таблицу.

Учитель: Сейчас вам предстоит работа в группах. Используя текст учебника, вам необходимо заполнить таблицу.

Учитель делит учащихся на две группы. Заполните сравнительную таблицу «Первое и второе народные ополчения».




Учащиеся выполняют заполнение таблицы.

1-я группа работает с учебником (стр.23-24) и заполняет таблицу: Первое ополчение.

2-я группа работает с учебником (стр.24-25) и заполняет таблицу: Второе ополчение.

Обсуждение и обобщение материала.


Познавательные:

обучающиеся учатся структурировать знания; самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы.















Работа в тетради.






















4. Освобождение Москвы.








Учитель говорит о том, что на прошлом уроке одному из учеников было дано опережающее задание подготовить доклад на тему «Подвиг Ивана Сусанина»


Учащиеся слушают доклад.







Коммуникативные: умение слушать и воспринимать других.







Дополнительный материал.


5. Воцарение династии Романовых.



В январе 1613 года в Москве был созван Земский собор для избрания нового царя. Он был составлен из представителей различных сословий, кроме закрепощенных крестьян и холопов.


Задание ученикам:

Изучить исторический документ в учебнике на стр.28

1-ый вариант отвечает на первый вопрос документа

2-ой вариант отвечает на второй вопрос.



Познавательные:

Самостоятельная работа с историческим документом.

Коммуникативные:

формирование умений коллективного обсуждения.





Знакомство с источником периода Смуты.

Закрепление изученного материала.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава.

2. Какова в целом была роль православной церкви в годы Смуты?

3. Почему распался Тушинский

лагерь

4. Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?

5. В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя?


Отвечают устно на вопросы учителя. Фронтально.


Коммуникативные: воспринимают ответы обучающихся.


Первичный контроль усвоения новой темы.

Ребята, скажите, а какой праздник сравнительно недавно мы стали отмечать в нашей стране 4 ноября? Он как-то связан с тем, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

Думают над поставленным вопросом.








Познавательные: вступают в дискуссию.

Коммуникативные: формулируют своё мнение.

Обсуждение.

Рефлексия.

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

1. Я узнал (а), что _______________


2. Я был удивлен (а) тем, что _______________


3. Мне понравилось, что _______________

Анализируют деятельность по достижении целей.

Коммуникативные: рефлексия своих действий.

Регулятивные: анализируют собственную работу.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Домашнее задание.

Дается дифференцированное домашнее задание:

1-уровень прочитать параграф 3

2-уровень придумать кроссворд на тему «Смутное время в России»

3-уровень написать эссе на тему:

«Смута-трагедия, очищение и возрождение России».

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку.


Подведение итогов.

Подводит итоги работы класса.

Воспринимают оценку учителя