1. Продолжить знакомство учащихся с историческими событиями в период Смутного времени;
2. Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности;
3. Определить последствия Смуты;
4. Воспитание чувства гордости за русский народ, формирование активной гражданской позиции современного российского гражданина.
Этапы учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Планируемые результаты |
Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания учащихся. | Готовятся к учебной деятельности. | | Включение в учебный процесс. |
Подготовка к работе на основном этапе. | Учитель: Начало XVII века для нашей страны было крайне сложным и трагическим. Как называется этот период в истории России? (Смута, Смутное время, лихолетье). -Как вы считаете, такое положение в стране могло продолжаться и дальше? - Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? Как называется тема урока? (Окончание Смутного времени). - Молодцы, тема нашего урока: Окончание Смутного времени. Учитель: Мы продолжим знакомство с событиями Смутного времени и постараемся выяснить как закончилось Смутное время в России, как удалось русскому народу преодолеть кризис? Какие факторы способствовали этому? Каковы могли быть последствия Смуты для Русского государства? | Отвечают на вопросы учителя Думают и определяют тему урока. | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. | Постановка целей урока, ознакомление с планом работы на уроке. |
Проверка домашнего задания. | Учитель проводит проверку домашнего задания (тестовые задания). | Самостоятельно работают. Затем меняются листочками для взаимопроверки работ. | Познавательные: выполняют самостоятельную работу. Регулятивные: осуществляют взаимоконтроль. | Выполнение тестовых заданий. |
Изучение нового материала. 1. Распад тушинского лагеря. | Назовите по карте русские города и монастыри, которые оказали героическое сопротивление польским и шведским войскам. Назовите годы обороны этих городов. | Работают с картой учебника на стр.17. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделяют существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Прочтение исторической карты с опорой на легенду. |
2.Семибоярщина. | В июле 1610г. дворяне свергли В. Шуйского с престола. К власти пришло правительство, состоявшее из 7 знатных бояр во главе с князем Мстиславским (Семибоярщина). 1.Что такое Семибоярщина? 2.Чьи интересы защищала Семибоярщина? 3.Каковы итоги правления Семибоярщины? | Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы учителя, записывают определение. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника. | Устные ответы. |
3. Первое и второе ополчение. | Учитель предлагает, опираясь на информацию в учебнике на стр.23-25, заполнить таблицу. Учитель: Сейчас вам предстоит работа в группах. Используя текст учебника, вам необходимо заполнить таблицу. Учитель делит учащихся на две группы. Заполните сравнительную таблицу «Первое и второе народные ополчения». | Учащиеся выполняют заполнение таблицы. 1-я группа работает с учебником (стр.23-24) и заполняет таблицу: Первое ополчение. 2-я группа работает с учебником (стр.24-25) и заполняет таблицу: Второе ополчение. Обсуждение и обобщение материала. | Познавательные: обучающиеся учатся структурировать знания; самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы. | Работа в тетради. |
4. Освобождение Москвы. | Учитель говорит о том, что на прошлом уроке одному из учеников было дано опережающее задание подготовить доклад на тему «Подвиг Ивана Сусанина» | Учащиеся слушают доклад. | Коммуникативные: умение слушать и воспринимать других. | Дополнительный материал. |
5. Воцарение династии Романовых. | В январе 1613 года в Москве был созван Земский собор для избрания нового царя. Он был составлен из представителей различных сословий, кроме закрепощенных крестьян и холопов. | Задание ученикам: Изучить исторический документ в учебнике на стр.28 1-ый вариант отвечает на первый вопрос документа 2-ой вариант отвечает на второй вопрос. | Познавательные: Самостоятельная работа с историческим документом. Коммуникативные: формирование умений коллективного обсуждения. | Знакомство с источником периода Смуты. |
Закрепление изученного материала. | Предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. 2. Какова в целом была роль православной церкви в годы Смуты? 3. Почему распался Тушинский лагерь 4. Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением? 5. В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя? | Отвечают устно на вопросы учителя. Фронтально. | Коммуникативные: воспринимают ответы обучающихся. | |
Первичный контроль усвоения новой темы. | Ребята, скажите, а какой праздник сравнительно недавно мы стали отмечать в нашей стране 4 ноября? Он как-то связан с тем, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке? | Думают над поставленным вопросом. | Познавательные: вступают в дискуссию. Коммуникативные: формулируют своё мнение. | Обсуждение. |
Рефлексия. | Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения: 1. Я узнал (а), что _______________ 2. Я был удивлен (а) тем, что _______________ 3. Мне понравилось, что _______________ | Анализируют деятельность по достижении целей. | Коммуникативные: рефлексия своих действий. Регулятивные: анализируют собственную работу. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |
Домашнее задание. | Дается дифференцированное домашнее задание: 1-уровень прочитать параграф 3 2-уровень придумать кроссворд на тему «Смутное время в России» 3-уровень написать эссе на тему: «Смута-трагедия, очищение и возрождение России». | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку. | |
Подведение итогов. | Подводит итоги работы класса. | Воспринимают оценку учителя | | |