Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | I. МОТИВАЦИОННО- ОРИЕНТИРОВОЧ-НАЯ ЧАСТЬ 1 этап. Этап мотивации. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. - Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Давайте подготовим всё необходимое для её изучения. Проверим наличие карточек с заданиями, учебников, тетрадей. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 | II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 2 этап. Актуализация темы | «Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?», «А что нужно знать, для того, чтобы отправиться в путешествие?», посмотрите на картинку (Слайд): «Чем заняты дети?» Учитель «Так какой же будет тема сегодняшнего урока» (Ответ учеников «Стороны горизонта»). Если ребята затрудняются с формулировкой темы, учитель зачитывает стих о сторонах горизонта. В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад. Братья эти - страны света, Ну, а дом их - вся планета. Учитель: «Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?» А давайте проверим, какие стороны горизонта Вам уже известны? Выполните задание 1 в маршрутных картах. (1-2 минуты) | Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока, цели урока. Ответ учеников: «Пытаются определить стороны горизонта», «Пытаются понять, где - север, а где - юг). Стороны горизонта Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта»). Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему и цель урока в своих маршрутных картах. После чего дети самостоятельно друг у друга проверяют выполнение задания по предложенному эталону (слайд презентации). |
3 | 3 этап. Выявление места и причины затруднения. | Учитель задаёт ученикам вопрос: «Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?» | Ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В). |
4 | 4 этап. Построения проекта и выхода из затруднения. | Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта?» Учитель: «Ребята, а посмотрите-ка на доску (слайд презентации с планом урока), практически все предложенные вами ответы являются пунктами плана нашего сегодняшнего урока!» | Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт?» «Какие стороны горизонта существуют?» «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?»). Таким образом, учащиеся сами озвучивают пункты плана урока (строят проект выхода из затруднения). |
5 | 5 этап. Реализации построенного проекта. | Прочитайте текст §16 (4-5мин.). | Работают с текстом учебника. |
6 | 6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Учитель предлагает выполнить задание 2 в маршрутной карте; Затем проводится фронтальный опрос; Для ответа на вопрос «Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?» к доске вызывается либо более сильный ученик, либо ученик, желающий ответить. | Выполняют задание 2 в маршрутной карте. Устно отвечают у доски. |
7 | Физ. минутка (здоровье- сберегающий компонент) (2 мин.) | Гимнастика для глаз: Выполните горизонтальные движения глазами: направо-налево. Поднимите глазки вверх, опустите вниз. Быстро сожмите и разожмите глаза Часто поморгайте глазами. | Выполняют упражнения. |
8 | 7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель предлагает применить открытые знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта, предложенные в слайдах презентации (5 мин.). | Учащиеся по эталону (слайд презентации) проверяют правильность выполнения заданий друг у друга. |
9 | 8 этап включения в систему знаний и повторение | Учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания?» Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации) (2-3 мин.), после чего тест проверяется друг у друга по эталону. Выполнение теста: 1. Видимое глазом пространство называется: А) горизонт Б) линия горизонта 2. Назовите основные стороны горизонта: а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ 3. Ориентирование это- а) это линия соединяющая небо с землёй б) умение определять стороны горизонта 4. Найди ошибку. К промежуточным сторонам горизонта относятся: а) С-В, С-З, Ю-В б) Ю-В, В, С-В в) С-В, Ю-З, Ю-В | Возможные ответы учащихся «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности». Проверяют тест друг у друга по эталону (1 мин.) ОТВЕТЫ: 1. а 2. б 3. б 4. б |
10 | 9 Этап. Итог урока (рефлексия). Д/З | Учитель на данном этапе сначала предлагает ребятам выполнить задание 5 в маршрутной карте; После чего, посчитать общий балл за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные карты. Затем озвучивает домашнее задание: Параграф 16, пересказ (обязательное задание); Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием): - подготовить сообщение по теме: а) Появление компаса и его устройство; б) Ориентирование на местности по местным признакам. - нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта. | Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание в дневник |