СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Почему звенит звонок?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почему звенит звонок?"»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата: 10.03

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

Почему звенит звонок?

Цель содержательная:

Формирование представления о звуке

Цель деятельностная:

Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи

  • 1) познакомить детей со строением слухового аппарата;

  • 2) развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать;

3) учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру.

  • Основное содержание темы, термины и понятия: звук

Личностные результаты:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные УУД:

  • -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

  • -доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметные умения:

учащиеся научатся объяснять причины возникновения звука.

Межпредметные связи: литературное чтение

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

учебник, компьютер, презентация, карточки с заданием для работы в пар, группе









Ход работы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

-Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

-Помните о правильной осанке.



Проверяют готовность к уроку


Слушают учителя

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

– Послушайте рассказ “Дождь”. На вопросы мальчика я прошу сначала ответить вас, а потом я зачитаю ответы мамы.

Дождь.

Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Ему было видно только небо, полное дождя. Вася позвал из кухни маму.

– Мама! Откуда дождь падает?

– Ребята, как вы думаете, что ответила мама? (Ответы детей.)

– Из тучи, ты ведь сам знаешь.

– А куда? (Ответы детей.)

– На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! – сказала мама.

– А откуда тучи? – не унимается Вася (Ответы детей.)

– Вода испаряется с земли!

– Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?

– Можно сказать и так.

– Мама, мама, отгадай загадку! – не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному.

Без рук, без ног,

А ворота открывает. (Дети отгадывают.)

– Это ветер! – ответила мама.

Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.

– А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: “Почему дует ветер?”

Вася это знал и с радостью рассказал маме.

– Ребята, какое объяснение услышала мама?

(Земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремиться на место теплого. Так движется воздух и получается ветер.)

– А сейчас ответьте на вопросы: “Что такое туча?” (Темное, густое облако.)

– Из чего состоят тучи? (Из капелек воды.)

– Почему капельки воды падают на землю? (Они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю.)

– Какую тему мы повторили? “Почему идет дождь и дует ветер?”

Слушают рассказ










Вспоминают изученный материал











Отвечают на вопросы


III. Этап выявления места и причины затруднения


-Пока мы повторяли пройденный материал, к нам пришёл муравей Вопросик и просит вас отгадать загадку.

Шёл урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел ... (Звонок)

-Мы слышим школьный звонок несколько раз в день.

-А задумывались ли вы о том: почему звенит звонок? Почему мы его слышим? (ответы детей)

-Кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (Почему звенит звонок)



Отгадывают загадку



Высказывают свои предположения




Формулируют тему урока

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения


-Что мы должны сегодня узнать на уроке? (должны узнать как распространяется звук)

Формулируют цели и задачи урока



V. Этап реализации построенного проекта













Игра «Узнай по звуку»

Рассмотрите рисунки на с.38 учебника.

Давайте внимательно послушаем, какие звуки издают эти предметы и живые существа.

Дятел и синичка, как этих животных назовем одним словом?

- А кто желает озвучить предметы, которые есть на картинке, но не звучали?

Лошадь, собака, лев – назовите одним словом.

Комар, шмель, оса кто это? (насекомые)

Практическая работа с резинкой.

Рассмотрите канцелярскую резинку. Прислушайтесь, звучит ли она сейчас, пока вы до нее не дотронулись. Растяните палицами резинку. Щипком потяните ее. Что вы видите? Что слышите? Что ощущаете пальцами?

Какой сделаем вывод?

- Какую песенку вы сейчас слышите? (Песенка «В траве сидел кузнечик»).

- Закройте пальчиками свои ушки.(Звучит песня «Антошка»). А можете ли вы сказать, какую песенку вы слушали сейчас? (Нет) А теперь прикройте ушки ладошками. Вы слышали песенку? Когда вам было лучше слышно?

- Я хочу вам рассказать, почему так происходит. (Используется плакат «Строение органов слуха»). У каждого человека есть слуховой аппарат. Он состоит из ушной раковины и прохода, который закрыт барабанной перепонкой. В средине находятся 3 маленькие косточки прикрепленные к барабанной перепонке и внутреннему уху. А во внутреннем ухе спряталась улитка, покрытая множеством маленьких волосинок.

- Звук, попадая к нам в ухо, ударяется о барабанную перепонку. Она приводит в движение косточки, которые находятся в среднем ухе. И по ним колебания передаются в «улитку», а оттуда в головной мозг. Мозг расшифровывает эти колебания.

Физминутка для глаз


Работают с учебником








Высказывают предположения









Делают вывод






Слушают указания


Выполняют разминку

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


-Как вы думаете, что может произойти, если очень громко крикнут в ухо?(Может лопнуть перепонка). Сможет ли тогда человек услышать звуки? (нет). Значит, как нужно относиться к ушкам? (Бережно) Что нужно делать и чего не нужно?

Работа в паре

  • Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

  • Защищать уши от сильного шума.

  • Защищать уши от ветра.

  • Не ковырять в ушах.

  • Не сморкаться сильно.

  • Не допускать попадания воды в уши.

  • Если уши заболели обратиться к врачу.

  • Мыть уши каждый день.

- Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Отгадайте, что нас встречает:

Живет без тела,

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо.)

- Как же образуется эхо?

- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 88


Отвечают на вопросы







Работают в паре








Отгадывают загадку


Отвечают на вопросы

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Рассмотрите рисунок. Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо. - Выполните задание

- Что мы услышим, если крикнем рыбак?(бак) Машина?(шина)

Практическая работа с.25


-Работа в группах.

-А сейчас посмотрите на страницу учебника 39. Найдите муравья Вопросика, он нарисовал забавное существо – Ушастика. Сочините о нем сказку.

Проверка.



Работают самостоятельно

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


-Как возникают звуки?

-Что такое эхо?

-Какую цель ставили в начале урока? Мы достигли этой цели?

Отвечают на вопросы


Подводят итоги урока

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

(рассматриваем слайд)

Я знал…

Я узнал…

Мне бы хотелось больше узнать о….

- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!

Анализируют свою работу