Конспект урока по химии в 9 классе
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме: «Металлы»
Учитель: Поляцкая Е.Г.
Цели урока: развитие умений в работе с периодической системой, навыков составления уравнений химических реакций и использование знаний о металлах на практике.
Планируемые результаты урока:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к химии.
Предметные: повторить общие сведения о металлах, свойства и области применения, закрепить умения составлять уравнения химических реакций, грамотно организовывать и проводить химические эксперименты.
Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи, развивать умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Оборудование: карточки- задания для групповой работы учащихся, ПСХЭМ, презентация, рефлексивные листы, оценочные листы.
Ход урока.
«Все моё», - сказало злато;
«Все моё», сказал булат.
«Все куплю», - сказало злато;
«Все возьму», - сказал булат.
А.С.Пушкин
1.Орг.момент.
Девиз урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…» ( Аристотель)
Здравствуйте ребята! Наш сегодняшний урок мы проведем в форме химического соревнования. Для этого сформируем две команды.
2.Подведение к теме и целей урока.
Мы закончили изучать тему «Металлы», так чем мы будем заниматься сегодня? (ответы учащихся: повторять, обобщать и систематизировать изученное.)
Итак, как вы можете определить тему урока?
Повторение и обобщение изученного по теме «Металлы»
Тему мы с вами определили, исходя из темы урока, попробуйте определить цель вашего пребывания на уроке? Что конкретно мы будем повторять и обобщать?
Цель: повторить положение металлов в ПСХЭМ, закрепить знание свойств металлов, их применение в жизни человека, умение записывать химические уравнения реакций
Урок в форме соревнования, за каждое правильно выполненное задание команды получают баллы. Побеждает команда у которой в конце урока будет больше баллов, так же каждая команда получает оценочный лист, где будет фиксировать свои заработанные баллы.
3.Повторение пройденного материала.
1) «Мозговой штурм» (за каждый правильный ответ вручаются «химы»)
Сколько электронов на наружном уровне щелочных металлов? ( один)
Назовите неактивные металлы (золото,серебро,медь,платина,ртуть)
Что можно установить зная строение атома металла? ( свойства данного металла)
Какой тип кристаллической решетки у металлов? ( металлическая)
Назовите щелочноземельные металлы. (Кальций, стронций, барий)
Какие металлы называют амфотерными? ( цинк, алюминий)
Сжигание какого металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.
2) «Химическая формула».
Написать химические формулы природных соединений металлов:
-магнитный железняк
-корунд
-гипс
-пирит
-красный железняк
-мел, мрамор, известняк
3) «Верно- не верно»
Верны ли утверждения? Рядом с утверждением поставьте + или –
Металлы чаще встречаются в природе в составе соединений.
Металлы ярко выраженные окислители.
Алюминий получают электролизом раствора его оксида .
Корунд одно из самых мягких природных соединений алюминия.
Верны ли утверждения? Рядом с утверждением поставьте + или -
1. Кальций входит в состав известняка.
2. Железо получают из бокситов.
3. Рубин, сапфир, корунд это соединения железа .
4. Металлы ярко выраженные восстановители.
4.Назовите самый, самый металл.
(легкий – литий
тяжелый – осмий
твердый – хром
тугоплавкий – вольфрам
легкоплавкие – цезий и галлий
жидкий – ртуть)
А какими еще свойствами обладают металлы?
(химическими)
4) Допишите схемы химических уравнений
«Химические уравнения»
Задание первой команде
Al + 6HCl =
Cu + 4HNO3 =
Fe(OH)3 =
Fe + CuSO4 =
Задание второй команде
Na + H2O =
Zn + CuCl2 =
FeCl3 + NaOH =
Al(OH)3 +HCl =
5)Физминутка
Трудным оказался путь, надо бы передохнуть.
Учитель читает пословицы на хим языке
-Куй феррум пока горячо
-Слово аргентум, а молчание аурум
-За купрумный грош удавился
-феррумный характер
-белый как кальций цэ о три.
6) «Бытовая ситуация»
Моделирование бытовых ситуаций проблемного характера, в которых учащимся необходимо определиться с химических процессом, участвующими веществами и правильно предложить вариант разрешения модельных ситуаций.
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Задание 1. В строительстве при грунтовке потолков и стен используется раствор содержащий:
Этот раствор нельзя хранить в железных вёдрах или канистрах, так как идёт химический процесс. О каком веществе идёт речь?
Ребята снова выдвигают несколько гипотез. Возникает дискуссия, мнения разделяются.
Учащиеся (предполагают). Раствор, использующийся в строительстве при грунтовке потолков и стен, содержит сульфат меди (II) - медный купорос. Этот раствор нельзя хранить в железной таре, так как будет протекать химическая реакция. Железо является металлом средней активности; в электрохимическом ряду напряжений металлов находится левее меди, следовательно, будет вытеснять медь из раствора соли.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.
Составление уравнения химической реакции, экспериментально доказательство предположения: образование красного налета (меди) на поверхности гвоздя, изменение цвета раствора с голубого на бледно- желтый; объяснение наблюдаемых признаков реакции.
Задание 2. В двух ведрах приготовлены суспензии мела (для побелки потолков в комнате) и гашеной извести (для побелки кухни). Как их можно отличить?
Учащиеся (предполагают): при взаимодействии карбонатов с кислотой образуется углекислый газ, который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить две суспензии можно с помощью соляной кислоты, а домашних условиях - уксусной кислоты: если при ее добавлении наблюдается характерное выделение углекислого газа, то побелка предназначена для комнаты.
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
7)Подведение итогов урока.
Какие цели ставились?
Достигли ли мы этих целей?
Подсчет «химов» каждой команды, определение команды- победителя.
Обратимся к эпиграфу. Как вы можете прокомментировать эти слова А.С.Пушкина? Как они относятся к нашему времени?
(учащиеся предлагают свои версии)
Есть человеческие ценности, которые ни золотом не купить, ни оружием не взять. Это честность, доброта, любовь, а самое главное знания. И обладающими всеми этими качествами я хочу видеть своих учеников.
8)Рефлексия. Каждый ученик заполняет рефлексивный лист.(приложение№2)
Ответьте на утверждение знаком «+» или «-»:
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие у меня вопросы я получил ответы
Мне необходима дополнительная консультация учителя
На уроке я поработал добросовестно
9)Домашнее задание
Подготовится к К\Р повторить материал п.39-50
Решить задачи
1.на оценку «4»
Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?
2.на оценку «5»
Какой объем углекислого газа пропустили через «известковую воду», если при этом выпало 15 г осадка, что составляет 75 % от теоретически возможного?
Приложение№1
Оценочный лист
Задания | «Мозговой штурм» | «Химическая формула» | «Верю-не верю» | «Химические уравнения» | «Бытовая ситуация» | |
Оценка | | | | | | |
Приложение№2
Рефлексивный лист.
Ответьте на утверждение знаком «+» или «-»:
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие у меня вопросы я получил ответы
Мне необходима дополнительная консультация учителя
На уроке я поработал добросовестно