СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Пропорции фигуры человека"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока " Пропорции фигуры человека" дан подробный материал, как правильно рисовать фигуру человека схематично в статичном положении во весь рост. Разработка может применяться на уроках ИЗО и в художественных дополнительных учебных образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Пропорции фигуры человека"»



Тема урока: «Пропорции человеческой фигуры».

Тип: Усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование для учителя:

  • Мультимедийные проектор.

  • Экран.

  • Презентация «Пропорции фигуры человека».

  • Индивидуальные схемы для обучающихся построения фигуры ребенка и взрослого человека.

  • Образцы детских работ с прошлых лет.

  • Схемы последовательности построения фигуры человека. Образец на доску на этапе закрепления.

  • ФА- 3- 2 шт., простой карандаш.

Оборудование для обучающихся:

  • Карандаш

  • Ластик

  • Бумага ФА-4- 2 листа

Цель урока: Знакомство с понятием пропорции фигуры человека посредством выполнения схем построения статичных фигур ребенка, мужчины и женщины.

Задачи урока:

  • Обучающая: дать понятия: пропорция, , модуль, канон.

  • Формировать умения построения на плоскости фигур человека, симметричной данной оси и относительно оси и взяв за основу пропорцию длины головы к росту человека и нахождения правильного расположения частей тела.

  • Развивающая: развивать пространственное представление, образное мышление;

  • Мотивационная: побудить интерес к дальнейшему изучению рисования фигуры человека.

  • Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе.

План урока: Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент

Приветствие

2. Актуализация знаний

Постановка цели урока

3. Изучение нового материала

Использование опорного конспекта и презентации

4. Этап закрепление изученного

Выполнение заданий (У доски)

5. Практическая работа

Выполнение схемы изображения фигуры человека

6. Подведение итогов

Рефлексия


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: здравствуйте! - У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Оглянитесь, пожалуйста, поприветствуйте их своей улыбкой.

II. Актуализация знаний - Тема нашего сегодняшнего урока: «Пропорции человеческой фигуры».

Урок рисования фигуры человека не претендует на фундаментальное изучение фигуры человека. Мы не будем удаляться в пластическую анатомию. Это все темы отдельных занятий. Урок будет посвящен изображению фигуры человека

Цель нашего урока – выяснить, что такое пропорции и как они проявляются в схемах изображения фигуры человека?

- А для чего думаете надо правильно и красиво рисовать фигуру человека?

- Ответы детей.

- А для того, чтобы использовать эти знания в изображении людей в определенных действиях в творческих работах и композициях и для рисования с натуры. Знания необходимы, когда приходится сочинять композицию с человеческими фигурами, особенно если фигуры располагаются на разных расстояниях и в разных позах. Но без пропорций мы не сможем сделать качественный рисунок фигуры человека. Рисовать нужно только то, что понятно. Что не понятно нужно сначала понять, а потом нарисовать.

Художники разных эпох средствами искусства дают нам представлении о пропорции фигуры человека. Внимание на презентацию!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Красота человеческой фигуры не одинаковая, красивыми люди могут быть очень по-разному. Совсем разная красота у мужчины, женщины, у ребенка и взрослого. У силача тяжелоатлета одна красота, выражающая его силу. У ловкого тонкого гимнаста, у балерины в легкости, грации и так далее. (Рассматриваем на презентации Пикассо «Девочка на шаре», «Силач и мальчик», изображающие тяжелоатлетов, гимнастов. Скульптуры Майоля, В. Мухиной, С. Конёнкова, А. Голубкиной. В. Серов «Афиша с А. Павловой (балерина); Н. Чернышов (изображения девочек) и так далее.)

В чём же выражается эта разница, что её определяет?

Одно из выразительных средств в искусстве- ПРОПОРЦИЯ.

ПРОПОРЦИЯ — это отношение частей тела между собой. (повесить определение)


III. Объяснение нового материала

В различные времена у разных народов создавались так называемые каноны и модули.

МОДУЛЬ — это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного КАНОНА. (повесить определение)

КАНОН — Это система типичных размеров тела, принимаемая за образец. Канон облегчает построение фигуры и в свое время помогал созданию идеального образа человека, все части которого находятся в безусловной пластической гармонии, так было, например, в каноническом искусстве Древней Греции. (повесить определение)

Современный канон построен на модуле, равном высоте головы, как величине постоянной (22 см.).

По канону у человека высотой 180 см. и выше голова укладывается по всей фигуре 8 раз, среднего роста (165–170 см.) -7, 5 раз, у низкорослого – 7 раз.

У мужчины шире плечевой пояс и больше рост. У женщин шире область таза, и они тоньше и меньше.

Иные пропорции у детей: у новорожденного высота головы меньше длины тела в 4 раза, у двух годовалова - в 5 раз, у шестилетнего- в 6 раз, у двенадцатилетнего – в 7 раз. Если у взрослого ширина плеч равна 2 модулям, а ширина таза -1.5, то у детей 2 лет, например окружность головы почти равна окружности грудной клетки, а размеры плеч и бёдер почти одинаковы.

Описываются классические пропорции строения фигуры человека…….

Но есть отхождения от классических канонов. Далее описание.

У подростков вследствие быстрого роста шеи, ног, рук и туловища вся фигура кажется вытянутой и тонкой.

Заметнее всего различие между людьми высокого и низкого роста проявляются в длине верхних и нижних конечностей. Люди высокого роста выглядят, как правило, длинноногими и длиннорукими.

У людей среднего роста кончики средних пальцев, опущенных вдоль тела руки достигают середины бёдер; у низкорослых они опускаются несколько ниже, у высоких середины бёдер не достигают.

- А зачем нужны знать канонические правила в построении фигуры? Ответы детей.

- А для того что бы в дальнейшем уметь видеть отклонения от этого образца, когда будете рисовать людей с натуры. Так – как пропорции у людей всех разные.

- А теперь наглядно разберём пропорции на одной из ваших фигур. (Вызывается один из учащихся).

Проводится анализ основных частей фигуры.

На доске показываю приемы выполнения схемы фигуры человека, где голова укладывается в рост человека 8 и 5 раз. В процессе задаются вопросы обучающимся. Схема состоит из отрезков прямых линий, указывающих положение туловища, рук, ног, головы человека.

Схема 8 частей.

1.Рисуют прямую линию, и делят ее на равные отрезки. Сначала на 2, затем на 4, и так далее, увеличивая количество отрезков.

2. Голова взрослого человека (высота) 8 раз умещается в теле. Сначала делают набросок головы в виде овала.

3. Линия шеи будет расположена сразу за условной линией головы. Линия бёдер на середине роста человека, талия немного выше.

4. Локоть совпадает с линией талии, длина предплечья до линии паха, а кисть в расправленном виде доходит до середины бедра. Колени располагаются на середине ног.5. 5. Прорисовка деталей

Когда составлена вспомогательная схема, приступают к прорисовке деталей:

  1. Шея. Ее длина может отличаться у разных людей. Ширина составляет примерно половину ширины головы.

  2. Ширина плеча для мужской фигуры составляет 1/7 роста (высота овала) от центра в обе стороны (по горизонтали). Необходимо сделать наклон примерно на 1/6 или 1/8 овала. Женские плечи немного меньше и более покатые. 

  3. Талия больше головы, но меньше плеч. Ее линию соединяют с линией плеча.

  4. Линия бедра условно означает окончание туловища. Ширина этой части может быть равно разлету плеч, или быть меньше. Эти линии соединяют с талией.

  5. Ноги. Чтобы нарисовать ноги можно разметить колени и голеностопы окружностями небольшого размера. Стопа на рисунке незначительно выступает за линию основания, размеченную в схеме, и условно вписывается в овал. Две ноги соединяются с горизонтальной линией таза.

  6. Руки. Для их прорисовки делают разметку локтя (на уровне талии) и лучезапястного сустава (чуть выше линии бедер) в виде маленьких окружностей.

  7. Кисти рук схематично рисуют в виде овала. Нужно учитывать, что форма кисти может быть разной.

После того, как изображена схема переходят к работе над деталями: изображение лица, рельефов тела, ног, рук. Следующим этапом станет рисование одежды. Чтобы оживить изображение, приступают к нанесению света и тени в рисунке.

Такова классическая схема изображения фигуры человека.

Схема 5 частей.

Голова маленького ребенка — 5 раз в рост. Сначала делают набросок головы в виде овала. Затем от него вниз отмечают еще 5 отрезков такой же высоты.

IV. Этап закрепление изученного

Повторение алгоритма построения, где голова укладывается в рост 5 раз. Вызываю одного учащегося, который на формате на доске с помощью учащихся в классе выполняет по аналогу пропорциональное построение фигуры. Параллельно вывешиваю последовательность построения на доску.

- А сейчас мы вспомним основные этапы построения фигуры человека, где голова укладывается 8 раз в рост. Назовите?

V. Практическая работа

- А целью вашей практической работы будет выполнение схемы фигуры взрослого человека, где голова укладывается в рост человека 8 раз. (Бумага ФА-4, простой карандаш).

- При составлении соблюдайте условие они же будут критериями оценивания: грамотно закомпоновать изображение в листе; правильно определить пропорции человека в статичном положении; аккуратность и выразительность графичности линии (вспомогательные линии наносим тонкой линией, а линии очертания фигуры более четкими).

- Ваши работы могут быть такими! (показ работ, обучающихся с прошлых лет)

- Творческий поиск.

Выставка работ учащихся

-Каждый из вас выполнил задание.

-Сегодня мы выполнили схему фигуры человека.

- Кто готов нам показать свои работы, прошу вперед.

-Давайте попробуем оценить наши работы.

По критериям оценивания:

  1. Правильная компоновка в формате листа

  2. Передача пропорций человеческой фигуры

  3. Аккуратность и выразительность линий

- Посмотрите на свои работы. Справились ли вы с целью практической работы? - А теперь скажите, кто выполнил правильно фигуру человека?

- (Индивидуальный опрос).

- Чьи композиции вы считаете правильными, законченными и выразительными?

- Легко вам было выполнять это задание, и в чем была сложность?

- У кого чуть-чуть не получилось, то он исправит в следующей работе, когда будем рисовать пропорции фигуры подростка или ребенка.

- А теперь заберите работы и оцените себя сами.

VII. Итог урока

- Ребята с какими понятиями вы сегодня ознакомились?

- Что понравилось вам больше всего на уроке?

- А для чего мы выполняли задание на построение фигуры человека, и где их можно применить?

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился…

- у меня получилось …


- Человек самый интересный объект изображения, нет ничего интереснее показа красоты человека.

- Я считаю, цель нашего урока сегодня достигнута, вы познакомились с пропорциями и выполнили схему фигуры человека по канону.

- Сегодня вы замечательно поработали. Спасибо вам.