Конспект урока
русского языка для 2 класса
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Общеобразовательной автономной
некоммерческой организации
«Тамбовская православная гимназия
имени святителя Питирима,
епископа Тамбовского»
Поповой Людмилы Анатольевны
Тема урока: «Предложение. Текст».
Цель: вспомнить, что такое «предложение», «текст» и их основные признаки; учиться составлять предложения и тексты, определять тему текста, озаглавливать его.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить знания о предложениях и текстах; учиться составлять предложения и тексты, определять тему, тип, стиль текста, озаглавливать его.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель учебной деятельности с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и понимать речь других, контролировать и оценивать свои действия и деятельность одноклассников; учиться пользоваться источниками дополнительной информации.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, листы для работы на уроке, толковый словарь.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Мотивация учебной деятельности.
Доброе утро, ребята!
Я рада вновь видеть улыбки на вашем лице.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
Думаю, что на уроке вы многое узнаете и многому научитесь. Он принесёт нам всем радость общения друг с другом.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.
На протяжении долгого времени мы с вами учились культуре общения.
Каковы же основные средства общения?
(Жесты, мимика, речь и т. д.)
Главный помощник в общении.
(Речь.)
Речь, которую мы слышим и произносим (способность человека говорить и слушать).
(Устная.)
Речь, которую мы читаем и записываем.
(Письменная.)
Из чего строится речь?
(Из предложений.)
Что такое предложение?
(Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.)
Предложения состоят из …
(слов)
Слова – из…
(слогов)
В устной речи слоги состоят из …
(звуков)
В письменной – …
(букв)
Предложения, связанные по смыслу образуют …
(текст)
Молодцы! Я наблюдала за вами и видела, как вы радовались успехам своих одноклассников, которые высказывали правильные ответы. Надеюсь, и дальше вы будете работать так же дружно, активно.
3. Постановка учебной задачи.
Ребята, прочитайте записи (на слайде). Определите, будут ли они образовывать текст?
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
Увидел грача – весну встречай.
Дорожкам, звонкие, побежали, по, весело, ручейки.
(Нет. Первое и второе предложения – пословицы. Последняя запись не является предложением (набор слов, не связанных по смыслу).)
Ребята, помогите восстановить последнюю запись (приложение, упражнение 1).
(По дорожкам весело побежали звонкие ручейки.)
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
(«Предложение. Текст»)
Составим план работы над темой сегодняшнего урока.
План
Вспомнить, что такое «предложение», «текст» и их основные признаки.
Учиться составлять предложения и тексты.
Учиться определять тему текста и озаглавливать его.
Как нужно работать на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?
(Дружно, внимательно…)
Построение проекта выхода из затруднений.
Обратимся к первому пункту нашего плана.
Вспомним, что такое предложение и основные его признаки.
(Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся . ? ! …)
Вернёмся к упражнению 1 (на рабочем листе).
Запишем предложение. Найдём главные члены. Определим части речи, вид предложения по цели высказывания, интонации.
Выполним упражнение 2 (на рабочем листе).
Сравните записи. Какая из них является текстом?
Весна
Наступила долгожданная весна. Солнце ярко светит и пригревает землю. Зацвели белые подснежники и синие пролески. На деревьях набухли почки. Скоро появятся первые листочки. С весенним теплом в родные края возвращаются перелётные птицы.
Сквозь снег пробились подснежники. По дорогам и тротуарам весело побежали ручейки. Скоро на них появятся набухшие почки. Снег стал хрупким и начал быстро таять. Скоро пернатые вернутся из тёплых краёв. Пришла ранняя весна. Деревья и кусты стоят обнажённые и чёрные от влаги.
(Текстом является первая запись.)
По каким признакам определили текст?
1.Текст состоит из предложений.
2.Все предложения в тексте связаны по смыслу и расположены в определённой последовательности.
3.У текста есть заглавие.
4.По заглавию можно определить тему или основную мысль.
Реализация построенного проекта, первичное закрепление.
Продолжим работу. Перейдём ко 2 пункту нашего плана.
Обратимся к упражнению 3 (на рабочем листе).
Рассмотрите картины русских художников. Что изображено на них?
(Ответы детей.)
Можно выразить словами поэта:
Русоволоска Масленица добрая
Гуляет всю неделю от души!
Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,
Румяные, как солнце. Хороши!
Весёлым хороводом праздник славится,
Поёт, хохочет весь честной народ.
Весну встречает Маслёна-красавица.
Прощай, зима, до встречи через год!
Что вы знаете о Масленице?
Почему праздник так называется?
(Ответы детей.)
Продолжим нашу работу.
Составьте и запишите предложение о Масленице.
Физкультминутка
Вы хорошо потрудились. Пора немного отдохнуть.
Чтобы здоровье было в порядке, приглашаю всех на зарядку.
Во время масленицы произносилось очень много закличек. Закличка от слова кликать, зазывать. Заклички масленицы, весны. Мы с вами сейчас попробуем инсценировать закличку «Жаворонки».
Жаворонки! Жаворонки!
Прилетайте к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила!
(По поверьям жаворонки несли на своих крыльях весну).
Выполним упражнение 4 (на рабочем листе).
Прочитайте. Является ли данная запись текстом? Спишите, разделяя на предложения, вставляя пропущенные буквы.
Масленица – самый в…селый зимний праз…ник целую неделю прод…лжаются народные гуляния дети играют в сне…ки и катаются на санках на Масленицу принято печь бл…ны.
(Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание на рабочем листе.)
Поработаем в парах. Выполним упражнение 5.
Прочитайте предложения. Обсудите, можно ли написанное назвать текстом. Определите порядок следования предложений (расставьте номера предложений). Определите тему текста. Придумайте заголовок.
Однажды среди сугробов снежных встретился девушке кудрявый красавец Февраль.
Целую неделю люди с Маслёной гуляли, играли, вкусно ели, песни пели.
Масленица родилась на севере.
Он позвал Маслёну развеселить и накормить людей.
Явилась она, только не в облике девицы-красавицы, а в образе бабы краснощёкой.
Теперь предлагаю прочитать полученный текст.
Масленица
Масленица родилась на севере. Однажды среди сугробов снежных встретился девушке кудрявый красавец Февраль. Он позвал Маслёну развеселить и накормить людей. Явилась она, только не в облике девицы-красавицы, а в образе бабы краснощёкой. Целую неделю люди с Маслёной гуляли, играли, вкусно ели, песни пели.
Определите тип текста.
(Текст – повествование.)
По стилю речи данный текст является….
(художественным)
Самостоятельная работа.
Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как выполним тест.
1. Предложение состоит из…
М) слов
Б) текста
В) звуков
2. ТЕКСТ – это…
А) отдельные предложения
О) группа предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.
3. Текст можно озаглавить.
Л) Да.
Г) Нет.
4. По заглавию можно определить…
Ж) сколько предложений в тексте
О) тему текста
З) автора текста
5. Тема текста – это …
Д) о ком или о чём говорится в тексте
К) первое предложение
6. То главное, о чём хотел сказать автор читателю, называем…
Н) темой текста
Е) основной мыслью
П) основной частью текста
7. Текст-повествование – это…
Р) описание предмета или явления
Ц) рассказ о каких-либо событиях или явлениях
С) объяснение или доказательство чего-либо
Очень надеюсь, что полученные на уроке знания помогли вам легко справиться с данной работой.
Проверьте данную работу. Правильные ответы представлены на слайде. Соберите слово из полученных букв. Что у вас получилось?
(МОЛОДЕЦ)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Закончите предложения:
На уроке я узнал(а)…
Мне было интересно…
Меня удивило…
Самым трудным показалось …
Понял(а), что…
Теперь могу…
Урок дал возможность мне …
Домашнее задание: составьте текст-рассуждение по теме «За что я люблю весну?»
Всем спасибо за урок!
Приложение
к конспекту урока
Упражнение 1
Прочитайте записи. Определите, будут ли они образовывать текст?
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
Увидел грача - весну встречай.
Дорожкам, звонкие, побежали, по, весело, ручейки.
Дорожкам, звонкие, побежали, по, весело, ручейки.
Упражнение 2
Сравни записи. Какая из них является текстом?
Весна
Наступила долгожданная весна. Солнце ярко светит и пригревает землю. Зацвели белые подснежники и синие пролески. На деревьях набухли почки. Скоро появятся первые листочки. С весенним теплом в родные края возвращаются перелётные птицы.
Сквозь снег пробились подснежники. По дорогам и тротуарам весело побежали ручейки. Скоро на них появятся набухшие почки. Снег стал хрупким и начал быстро таять. Скоро пернатые вернутся из тёплых краёв. Пришла ранняя весна. Деревья и кусты стоят обнажённые и чёрные от влаги.
Упражнение 3
Рассмотри иллюстрации. Что ты видишь на них?
Упражнение 4
Прочитай. Является ли данная запись текстом? Спиши, разделяя на предложения, вставляя пропущенные буквы.
Масленица – самый в…селый зимний праз…ник целую неделю прод…лжаются народные гуляния дети играют в сне…ки и катаются на санках на Масленицу принято печь бл…ны.
Упражнение 5
Прочитай. Является ли данная запись текстом? Определи порядок следования предложений (расставь номера предложений). Определи тему текста, озаглавь его.
__________________________
Однажды среди сугробов снежных встретился девушке кудрявый красавец Февраль.
Целую неделю люди с Маслёной гуляли, играли, вкусно ели, песни пели.
Масленица родилась на севере.
Он позвал Маслёну развеселить и накормить людей.
Явилась она, только не в облике девицы-красавицы, а в образе бабы краснощёкой.
ТЕСТ
1. Предложение состоит из…
М) слов
Б) текста
В) звуков
2. ТЕКСТ – это…
А) отдельные предложения
О) группа предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.
3. Текст можно озаглавить.
Л) Да.
Г) Нет.
4. По заглавию можно определить…
Ж) количество предложений в тексте
О) тему текста
З) автора текста
5. Тема текста – это …
Д) о ком или о чём говорится в тексте
К) первое предложение
6. То главное, о чём хотел сказать автор читателю, называем…
Н) темой текста
Е) основной мыслью
П) основной частью текста
7. Текст-повествование – это…
Р) описание предмета или явления
Ц) рассказ о каких-либо событиях или явлениях
С) объяснение или доказательство чего-либо
Соберите слово из полученных букв: