Урок русского языка в 1- А классе.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Письмо заглавной буквы «Л»
Автор урока: Богданова Т.В.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 - А КЛАССЕ
Тема: Письмо заглавной буквы «Л»
Оборудование: ПК; презентация к уроку РаwerPoint , электронное приложение к тетради, элементы букв, шапочки-колпачки для итога урока
Ход урока
Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Пенал, шаблоны и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Сообщение темы урока.
-Начнем наш урок с Игры «Доскажи словечко».
Носит он по сто одёжек,
Правда, нет на них застёжек.
Если будешь их снимать,
Слёзы станешь проливать.
Лечит от семи недуг
Этот горький лекарь...(лук). Слайд1
Лейся, дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам). Слайд
– Произнесите по слогам угаданные слова. Что их объединяет? (Данные слова начинаются на звук [л] .
– Дайте характеристику звуку [л]. (Твердый согласный звук.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? ... (Лиса.) Слайд2
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки). Слайд
– Произнесите по слогам угаданные слова. Что их объединяет? (Данные слова начинаются на звук [л’].
– Дайте характеристику звуку [л’]. (Мягкий согласный звук.)
-Какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’]?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке письма?
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять в словах заглавную букву «Л». Электронная тетрадь. Сл.1
-Когда мы используем при письме заглавную букву?. (Она нужна нам для обозначения согласных звуков – твердого [л] и мягкого [л’] в первом слове предложения или в собственном имени.)
III. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Л» в памяти учащихся.
1.Работа по таблице четырех форм буквы «Л»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните строчную и заглавную письменную буквы «Л».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
2. Работа по электронной тетради и тетради по письму№2
-Я тетрадь свою открою и как надо положу
Я от вас , друзья, не скрою- ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь
И за дело я возьмусь.
Сл.2
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Л». (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)
- Какие они по счету, если считать сверху?(3/4) На экране высвечиваем
-Обозначьте их синим карандашом.
– Выполните конструирование заглавной буквы «Л» у себя на столе.
.
– Проверьте правильность выполнения задания на экране Сл.3
-Давайте разомнем наши пальчики
«Капуста»
«Рыбки».Зарядка
-Обведите передний плавный элемент и наклонную линию с закруглением внизу в центральной карточке вашей тетради, а также на первой рабочей линии две пары этих элементов.
IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Объяснение образца начертания заглавной буквы «Л» на доске мелом.
Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее (1). Ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (2). Вниз опускаем прямую (3). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (4).
2. Сл.4 Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Л» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).
4. На доске ученица объясняет еще раз написание буквы
Презентация РаwerPoint Сл.3
V. Письмо учащимися в заглавной буквы «Л».
1-я строка под счет учителя, вторая-считают сами
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости индивидуальная помощь учащимся.)
– Прочитайте слоги с заглавной буквой «Л». Какие виды соединений здесь использованы? (Верхнее соединение с буквой «у», нижнее соединение с буквой «а».)
Учащиеся упражняются в письме соединений заглавной буквы «Л». Сначала на доске учитель, потом в тетрадях сами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Буги-вуги»
VI. Выполнение логического задания с буквами.
– Какие буквы написал Почемучка?
– Проанализируйте буквы н, и, л, а, у, ы, У, м. Выделите в них общий элемент. (Это полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
– В каких буквах и по какому признаку этот элемент отличается? (Подчеркивание одного из элементов данной группы указывает на его переменное свойство: буквы «и», «м» (элемент используется два раза), буква «У» (элемент отличается размером и пространственным расположением).)
– Обведите общий элемент данных групп и запишите его в рамку.
Аналогично учащиеся выполняют работу с группой букв У, И, М, Л по выделению общего элемента.
– Сравните буквы Л – И. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
– Переконструируйте заглавную букву «Л» в заглавную букву «И».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
– Сравните буквы У – И. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент (но он отличается пространственным положением) – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
«Отдыхалочка» Для глаз
Мы писали, мы писали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
VII. Письмо предложений.
– Прочитайте первое предложение.
– Сколько слов в предложении?
– С какой буквы надо писать первое слово в предложении?
– Запишите схему данного предложения.
-Какой знак необходимо ставить в конце предложения?
– Сколько слогов в первом слове? Какой слог ударный?
– Проанализируйте виды соединений букв в первом слове.
– Сколько слов во втором слове? Какой слог ударный?
– Проанализируйте виды соединений букв во втором слове.
– Запишите данное предложение по образцу.
Аналогично проводится работа с другим предложением.
VIII. Рисование узора-бордюра.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
– Найдите в узоре рисунки, в названиях которых есть звуки [л] или [л’]. (Клюшка, палочки, глаза, улыбка.)
-Учащиеся выполняют узор.
X. Итог урока. Рефлексия.
-Вспомните и скажите, какие задания выполняли на уроке?
-Оцените свою работу на уроке: Слайд.6
( Театральная педагогика)
Зеленый - мне всё удалось.
Голубой - мне не всё удалось.
Оранжевый - у меня ничего не получилось. (Если такие есть, Что не получилось?)
- Урок окончен. Спасибо за урок.