СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: «Изменение личных местоимений по падежам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: «Изменение личных местоимений по падежам»»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Ф.И. практиканта:

Солдатова Марина

Группа: ПНК-4А

Технологическая карта урока русского языка



Место проведения: МБОУ СШ №39, 4 «А» класс

Дата проведения: 04.02.2024

Учитель: Сидорина Александра Валерьевна

(подпись)

Методист: Политова Марина Валерьвна

(подпись)









Дзержинск – 2024

Тема: «Изменение личных местоимений по падежам»

УМК «Школа России»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с изменением личных местоимений по падежам.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать знания об изменении личных местоимений по падежам.

- Формировать знания о начальной форме местоимения.

- Формировать умение изменять личных местоимений по падежам.

Развивающие:

- развивать умение корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

- развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

- развивать грамотную устную монологическую речь.

- развивать умение осуществлять самоконтроль в ходе урока.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в оформлении записей в тетради.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знают, как изменять личные местоимения по падежам.

- знают о начальной форме местоимения.

- изменяют личные местоимения по падежам.

Метапредметные:

Познавательные:

- выявляют недостаток информации для решения практических задач.

Коммуникативные:

- корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

-используют грамотную устную монологическую речь.

Регулятивные:

- планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

-осуществляют самоконтроль в ходе урока.

Личностные:

- аккуратно оформляют записи в тетради.

Оборудование:

Для учителя: учебник, презентация, доска.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

1) Организационный этап. (2 мин)

2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний и умений. (5 мин)

3) Постановка задач урока.(3 мин)

4) Первичное усвоение новых знаний. (10 мин)

5) Первичная проверка понимания. (10 мин)

6) Первичное закрепление. (10 мин)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин)

8) Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Ход урока

Этап

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства и формы работы

Формируемые УУД

Орг. момент

Настроить детей на предстоящую деятельность

- Здравствуйте! Садитесь. Напомню меня, зовут Марина Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Запишите в тетрадях: Четвертое марта. Классная работа.

Приветствуют учителя.

Средства (речь учителя).

Форма (фронтальная)

РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний и умений.

Проверить уже имеющиеся знания по данной теме

- Ребята, какой раздел русского языка вы сейчас изучаете?

- Какие части речи вы  знаете?

- А вы можете различать части речи ?

-Как вы их различаете ?

-А на какие группы можно разделить все части речи?

- Для чего  надо знать части речи?

- Какую часть  речи вы начали изучать на прошлых уроках?

-  Какую часть речи могут заменить местоимения?

- На какие вопросы отвечает местоимение?

- Чем может являться местоимение в предложении?

- Назовите местоимения 1-го лица.

- Назовите местоимения 2-го лица.

- Назовите местоимения 3-го лица.

-Какие морфологические признаки вы уже знаете у местоимений?

-Молодцы, ребята.


Части речи

Существительное, прилагательное

Можем

По вопросам

На самостоятельные и служебные

Для того чтобы правильно использовать их речи и правильно писать

Местоимение

Существительное

Кто?, что?

Подлежащим

Я,мы

Ты, вы

Он,она,оно,они

Число,лицо,род




Методы (упражнение, беседа).

Средства (речь учителя, презентация.

Форма (фронтальная, индивидуальная).

КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

КУУД:используют грамотную устную монологическую речь

РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока.


Постановка цели и задач урока.

Сформулировать задачи на предстоящую деятельность.

-На доске предложение, запишите его в тетрадь.

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.(С. Маршак)

- Найдите местоимение. Определите род, число.

-Какое местоимение вы нашли?

-Определили род, число, лицо.

-Молодцы, ребята!

-Попробуйте ещё определить падеж местоимения он?

-  Кто смог определить падеж?

- Почему не получилось, чего мы не знаем?

- Какую цель нам нужно достичь на уроке?

- Откройте учебник на стр. 56. Прочитайте тему урока, подтверждает  ли она наши предположения.








Местоимение – он

Определили, что местоимение он - ед.ч, м.р, 3-лица


Никто

Как определять падеж местоимений

Научиться изменять падеж местоимений.

Да, подтверждает

Методы (беседа).

Средства (речь учителя, презентация).

Форма (фронтальная).

КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

КУУД:используют грамотную устную монологическую речь

РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока.


Первичное усвоение новых знаний.

















Создать условия для усвоения нового знания



















-У вас на столах лежат карточки. Вам нужно подумать, какие местоимения можно вставить в пропуски. - Какие местоимения вы вставили?

- Понаблюдайте и сделайте вывод, как определить падеж местоимения.

-Изменяются местоимения по падежам?

- Как они изменяются?

- Посмотрите на изменение местоимения по падежам.

-Изменилась ли форма слова?

- Как она изменилась?

- А у существительных изменяется форма слова?

-Как?

- А почему изменяется форма слова?

- Какими членами предложения будут  местоимения, отвечающие на падежные вопросы в предложении кроме именительного падежа?

- А у существительных?

Сделаем вывод: Местоимения также как и существительные склоняются по падежам, при склонении по падежам изменяется их форма.

 Местоимения, отвечающие на падежные вопросы, кроме именительного падежа, будут являться в предложении второстепенными членами также как и существительные.

-Давайте откроем учебник на странице 56 и 57, и проверим, правильно ли мы сказали правило.

-Молодцы, ребята.











Мной, нам, тебя, о вас, его


Да

Как существительные



Да

Форма слова изменилась полностью

Изменяется

Изменяется часть слова– окончание

Потому, что отвечает на падежные вопросы

Второстепенными

Тоже второстепенными










-Все верно

Методы (упражнение).

Средства (речь учителя, учебник, рабочая тетрадь в клетку, тетрадь на печатной основе, доска).

Форма (фронтальная, индивидуальная).



КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

КУУД: используют грамотную устную монологическую речь

РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока.

ЛУУД: - аккуратно оформляют записи в тетради.



Первичная проверка понимания




































Первичное закрепление

Создать условия для первичного усвоения нового знания


































Создать условия для закрепления

- Предлагаю составить алгоритм определения падежей личных местоимений.

- Как будем составлять алгоритм определения падежей местоимения?

(Алгоритм поэтапно появляется на слайде) (также всем раздаются карточки)

1.Найти слово, с которым связано местоимение.

2.Поставить от слова падежный вопрос.

3.По вопросу и предлогу определить падеж.

- Чем еще можем воспользоваться для определения падежа местоимений?

- Давайте определим падеж местоимения.

- Как вы будите определять падеж местоимения он.

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.

(С. Маршак)

-Укажите падеж местоимения он, используя алгоритм.

-Молодцы, вы справились!

-Ребята, на странице 57 есть ещё одно правило. Прочитайте его про себя. Что же такое начальная форма местоимения?

Физкультминутка.

-Вы очень устали и давайте немножко отдохнём. Встаньте и приготовьтесь к физкультминутке.

-Слушайте внимательно,  если я называю местоимение, то вы топаете, а если нет, то хлопаете.

Я, весь, вас, всякий, мы, ты, её, каждый, вы, мне, самый, он, их, красивый, она, иной, оно, они, его, тебя.
















-Прочитаем задание на странице 118.

-Что нужно сделать в первом задании под точкой?

-Назовите местоимение 1-го лица.

-Молодцы, ребята. Прочитайте второе задание под точкой. Что нужно сделать?

-Поставьте вопрос к каждому я в предложении. –Молодцы, прочитайте третье задание под точкой. Что нужно сделать?

-Записываем в тетрадях номер упражнения. (вызываю одного ученика к доске).

-Все остальные работают в тетрадях.

-Записываем первое местоимение Я. Какой падеж у данного местоимения?

(далее аналогичная работа со всеми местоимениями).

-Прочитайте задание 121.

-Спишите загадку и отгадку.

-Что ещё сказано в упражнении?

-Подчеркните их. Какие местоимения вы подчеркнули?

-Ещё в задании сказано, что нужно объяснить, как определить лицо, род и падеж. Как же мы можем их определить?

-Молодцы, ребята.

-А сейчас я предлагаю вам игру, у вас на столах лежат карточки с падежами. Я буду называть личные местоимения 1го и 2го лица. А ваша задача – поднять карточку с соответствующим падежом, вы можете пользоваться учебником на странице 57. Всем ли понятно задание?

-Молодцы, ребята.

























Вспомним алгоритм существительных





Таблицей, которая на столе и в учебнике


С помощью составленного алгоритма

Выполняют фронтально

(1) Местоимение он связано со словом потемнел.

2)Потемнел (что? ) он.

3) Что? Он - И.п)

Это форма именительного падежа























Найти местоимение 1го лица ед. числа.





Поставить вопрос и определить падеж я в каждом предложении.

Выписать местоимения вместе с предлогом и указать падеж.

И. П.

Я (И. п.), вокруг меня (Р. п.), ко мне (Д. п.), на меня (В. п.), надо мной (Т. п.), на мне (П. п.).

Подчеркнуть местоимения.

Тебя, ты

Чтобы определить их лицо и число, нужно поставить местоимение в начальную форму, а чтобы определить падеж, нужно задать вопрос, как и к имени существительному.

Тебя (ты) – (кого? что?) – В. п., ед. ч., 2-е лицо.

Ты – (кто?) – И. п., ед. ч., 2-е лицо.

Играют

Методы (упражнение).

Средства (речь учителя, учебник, рабочая тетрадь в клетку, тетрадь на печатной основе, доска).

Форма (фронтальная, индивидуальная).

КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

КУУД: используют грамотную устную монологическую речь

РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока.

ЛУУД: - аккуратно оформляют записи в тетради.




Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению










Провести инструктаж по выполнению домашнего задания








-Вашим домашним заданием будет – упражнение 122, а также учить правила на стр. 56 и 57. Прочитайте, если есть вопросы, поднимите руку.


Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.



Средства (речь учителя, учебник). Форма (фронтальная)



РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока


Рефлексия

Подвести итоги урока

- Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили?

- Какое задание было самым трудным? Почему?

- Как думаете, над чем еще надо будет поработать?

На слайде вынесены незаконченные предложения – продолжите их.

- Хорошо. Урок закончен.

О местоимениях

Дают полный ответ



Средства (речь учителя, презентация).

Форма (фронтальная).

КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

КУУД: используют грамотную устную монологическую речь

РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока.

ЛУУД: - аккуратно оформляют записи в тетради.