Мотивация учебной деятельности учащихся Актуализация знаний и умений. | Проверить уже имеющиеся знания по данной теме | - Ребята, какой раздел русского языка вы сейчас изучаете? - Какие части речи вы знаете? - А вы можете различать части речи ? -Как вы их различаете ? -А на какие группы можно разделить все части речи? - Для чего надо знать части речи? - Какую часть речи вы начали изучать на прошлых уроках? - Какую часть речи могут заменить местоимения? - На какие вопросы отвечает местоимение? - Чем может являться местоимение в предложении? - Назовите местоимения 1-го лица. - Назовите местоимения 2-го лица. - Назовите местоимения 3-го лица. -Какие морфологические признаки вы уже знаете у местоимений? -Молодцы, ребята. | Части речи Существительное, прилагательное Можем По вопросам На самостоятельные и служебные Для того чтобы правильно использовать их речи и правильно писать Местоимение Существительное Кто?, что? Подлежащим Я,мы Ты, вы Он,она,оно,они Число,лицо,род | Методы (упражнение, беседа). Средства (речь учителя, презентация. Форма (фронтальная, индивидуальная). | КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение. КУУД:используют грамотную устную монологическую речь РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока. |
Постановка цели и задач урока. | Сформулировать задачи на предстоящую деятельность. | -На доске предложение, запишите его в тетрадь. Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.(С. Маршак) - Найдите местоимение. Определите род, число. -Какое местоимение вы нашли? -Определили род, число, лицо. -Молодцы, ребята! -Попробуйте ещё определить падеж местоимения он? - Кто смог определить падеж? - Почему не получилось, чего мы не знаем? - Какую цель нам нужно достичь на уроке? - Откройте учебник на стр. 56. Прочитайте тему урока, подтверждает ли она наши предположения. | Местоимение – он Определили, что местоимение он - ед.ч, м.р, 3-лица Никто Как определять падеж местоимений Научиться изменять падеж местоимений. Да, подтверждает | Методы (беседа). Средства (речь учителя, презентация). Форма (фронтальная). | КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение. КУУД:используют грамотную устную монологическую речь РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока. |
Первичное усвоение новых знаний. | Создать условия для усвоения нового знания | -У вас на столах лежат карточки. Вам нужно подумать, какие местоимения можно вставить в пропуски. - Какие местоимения вы вставили? - Понаблюдайте и сделайте вывод, как определить падеж местоимения. -Изменяются местоимения по падежам? - Как они изменяются? - Посмотрите на изменение местоимения по падежам. -Изменилась ли форма слова? - Как она изменилась? - А у существительных изменяется форма слова? -Как? - А почему изменяется форма слова? - Какими членами предложения будут местоимения, отвечающие на падежные вопросы в предложении кроме именительного падежа? - А у существительных? Сделаем вывод: Местоимения также как и существительные склоняются по падежам, при склонении по падежам изменяется их форма. Местоимения, отвечающие на падежные вопросы, кроме именительного падежа, будут являться в предложении второстепенными членами также как и существительные. -Давайте откроем учебник на странице 56 и 57, и проверим, правильно ли мы сказали правило. -Молодцы, ребята. | Мной, нам, тебя, о вас, его Да Как существительные Да Форма слова изменилась полностью Изменяется Изменяется часть слова– окончание Потому, что отвечает на падежные вопросы Второстепенными Тоже второстепенными -Все верно | Методы (упражнение). Средства (речь учителя, учебник, рабочая тетрадь в клетку, тетрадь на печатной основе, доска). Форма (фронтальная, индивидуальная). | КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение. КУУД: используют грамотную устную монологическую речь РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока. ЛУУД: - аккуратно оформляют записи в тетради. |
Первичная проверка понимания Первичное закрепление | Создать условия для первичного усвоения нового знания Создать условия для закрепления | - Предлагаю составить алгоритм определения падежей личных местоимений. - Как будем составлять алгоритм определения падежей местоимения? (Алгоритм поэтапно появляется на слайде) (также всем раздаются карточки) 1.Найти слово, с которым связано местоимение. 2.Поставить от слова падежный вопрос. 3.По вопросу и предлогу определить падеж. - Чем еще можем воспользоваться для определения падежа местоимений? - Давайте определим падеж местоимения. - Как вы будите определять падеж местоимения он. Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. (С. Маршак) -Укажите падеж местоимения он, используя алгоритм. -Молодцы, вы справились! -Ребята, на странице 57 есть ещё одно правило. Прочитайте его про себя. Что же такое начальная форма местоимения? Физкультминутка. -Вы очень устали и давайте немножко отдохнём. Встаньте и приготовьтесь к физкультминутке. -Слушайте внимательно, если я называю местоимение, то вы топаете, а если нет, то хлопаете. Я, весь, вас, всякий, мы, ты, её, каждый, вы, мне, самый, он, их, красивый, она, иной, оно, они, его, тебя. -Прочитаем задание на странице 118. -Что нужно сделать в первом задании под точкой? -Назовите местоимение 1-го лица. -Молодцы, ребята. Прочитайте второе задание под точкой. Что нужно сделать? -Поставьте вопрос к каждому я в предложении. –Молодцы, прочитайте третье задание под точкой. Что нужно сделать? -Записываем в тетрадях номер упражнения. (вызываю одного ученика к доске). -Все остальные работают в тетрадях. -Записываем первое местоимение Я. Какой падеж у данного местоимения? (далее аналогичная работа со всеми местоимениями). -Прочитайте задание 121. -Спишите загадку и отгадку. -Что ещё сказано в упражнении? -Подчеркните их. Какие местоимения вы подчеркнули? -Ещё в задании сказано, что нужно объяснить, как определить лицо, род и падеж. Как же мы можем их определить? -Молодцы, ребята. -А сейчас я предлагаю вам игру, у вас на столах лежат карточки с падежами. Я буду называть личные местоимения 1го и 2го лица. А ваша задача – поднять карточку с соответствующим падежом, вы можете пользоваться учебником на странице 57. Всем ли понятно задание? -Молодцы, ребята. | Вспомним алгоритм существительных Таблицей, которая на столе и в учебнике С помощью составленного алгоритма Выполняют фронтально (1) Местоимение он связано со словом потемнел. 2)Потемнел (что? ) он. 3) Что? Он - И.п) Это форма именительного падежа Найти местоимение 1го лица ед. числа. Поставить вопрос и определить падеж я в каждом предложении. Выписать местоимения вместе с предлогом и указать падеж. И. П. Я (И. п.), вокруг меня (Р. п.), ко мне (Д. п.), на меня (В. п.), надо мной (Т. п.), на мне (П. п.). Подчеркнуть местоимения. Тебя, ты Чтобы определить их лицо и число, нужно поставить местоимение в начальную форму, а чтобы определить падеж, нужно задать вопрос, как и к имени существительному. Тебя (ты) – (кого? что?) – В. п., ед. ч., 2-е лицо. Ты – (кто?) – И. п., ед. ч., 2-е лицо. Играют | Методы (упражнение). Средства (речь учителя, учебник, рабочая тетрадь в клетку, тетрадь на печатной основе, доска). Форма (фронтальная, индивидуальная). | КУУД: корректно и аргументированно высказывают своё мнение. КУУД: используют грамотную устную монологическую речь РУУД: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. РУУД: осуществляют самоконтроль в ходе урока. ЛУУД: - аккуратно оформляют записи в тетради. |