Тема: Склонение имен существительных
Цель: создать условия для развития умения наблюдать за употреблением языкового материала в устной и письменной речи; способствовать формированию понятия «склонение», развитию умения классифицировать слова по склонениям.
Тип урока: открытие знаний и способов действий
Ход урока:
Орг. Момент
Друг га друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- На какой урок пришли? (русский язык)
- Какая главная задача уроков русского языка? (открывать новые тайны русского языка)
- С чего начнем урок? (с минутки чистописания)
- Зачем нужна эта работа? Что вам даст минутка чистописания?
- Что поможет красиво написать? (правильная посадка)
- Какое сегодня число, день недели?
- Грамотно и красиво запишем число, классная работа и каждый запишет свой показ.
- Какой следующий этап урока? (словарная работа)
- Зачем нужна эта работа?
- Как бы вы хотели провести словарную работу?
- Я предлагаю работу с загадками. (один уч-ся у доски, остальные самостоятельно записывают слова-отгадки и работают с ними карандашом)
- Если кашель или грипп
Или голос ваш охрип.
Если плохо человеку-
Мы торопимся в…..(аптека)
- Пользы он приносит гору,
Любят все и стар, и млад.
Только кушать надо в меру
Очень вкусный ,,,,,,(шоколад)
-Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
- Проверим. Оцените свою работу. Кто оценил себя на 5? На 4?
- Какой следующий этап работы? (определяем тему урока)
- (на доске слова)
Сосна дерево тетрадь
Земля солнце морковь
Папа холод
Дядя
- Прочитайте слова, что общего? (имена существит)
- Что вы знаете о существительном?
- Какую работу можно выполнить со словами? (определить род) (у доски 3 уч-ся)
- А какую работу можно еще выполнить? Можно выделить окончание? (у доски 3 уч-ся)
- Почему слова записаны в три столбика?
- В чем проблема? Куда можем обратиться за помощью? (учебник)
- Стр. 35, читаем тему урока.
- Что не понятно? Какую поставим цель? (что такое склонение? Как склонение соотнести со словами, записанными на доске в три столбика)
- Куда обратимся за помощью? (учебник)
- На стр. 36-37, поработайте с правилом, обсудите в паре и определите, к какому склонению относятся данные группы.
- Что вы узнали?
- К какому склонению относится 1 группа слов? Докажите.
- К какому склонению относится 2 группа слов? Докажите.
- К какому склонению относится 3 группа слов? Докажите.
- Вы все согласны?
Физ. минутка.
- Сколько склонений имен существительных?
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?
- Чтобы правильно определить склонение имен существительных, что нужно составить? (алгоритм)
- 1. Род
2. окончание
3. склонение
- На стр. 37, выберите упражнение, которое поможет закрепить полученные знания.
- упр. 1. Прочитайте задание, какую работу выполнить нужно? Работаем по цепочке, начинает ……
- Сколько выписали слов? А сколько нужно?
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка», работаем в парах.
-Я дам вам карточки со словами, определите склонение этих существительных по очереди и доказывая свой ответ. Не забывайте работать по алгоритму.
(кастрюля, пень, радость, тень, восток, машина, доска, окно, солнце, мальчик, сестра)
-Проверим свою работу. Оцените свою работу.
-Подведем итог урока. Над какой темой работали? Какую цель ставили перед собой? Мы достигли поставленной цели? Что помогло?
- Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?
-Оцените свою работу на уроке? Почему так оценили?
- Сегодня за работу на уроке я ставлю……..
Дом. Зад урок 87, правило, на стр. 37 на выбор упр. 2 или упр. 3.
Спасибо за урок!.