Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "СПП с придаточным сравнения".»
Русский язык 9кл. 27.01.17г
Тема: СПП с придаточным сравнения.
Цели: дать понятие о СПП с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как; уметь определять значения придаточных СПП, осуществлять синтакс. разбор СП; содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
- Опрос учащихся
- Индивид.раб.со слабыми уч-ся(карт)
3. Укажите виды придаточных . Расставьте знаки препинания.
Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.(изъясн)
Настоящего человека всегда тянет туда где трудно. (прид.места). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (придат. вр). Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.(опред)
Придаточные условия, причины и цели
Вид прид.части | Значение придаточной части | Вопросы | Союзы |
Придат. услов. | указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении. | при каком условии? | если; если..., то...; когда (=если); когда.., то...; коли; коль; в случае если. |
Придат.прич. | раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения. | почему? отчего? по какой причине? | потому что, так как, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что. |
Придат. цели | указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении. | зачем? с какой целью? для чего? | чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы. |
Примеры: 1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану. (придаточная условия)
2. Посылаю ей все слезы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (придаточная причины)
3. Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек. (придаточная цели)
4. Изучение нового материала
Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.
1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Усл.) 2.Если хочешь быть любимым, люби. (Усл.)
2) Работа с учебником. Чтение п.20.
В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнением.
Значение | Вопрос | Средства связи | Пример |
Обстоят. Сравн. | Как? | Союзы:Как; подобно тому, как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем …. | Мы спешили изо всех сил, (как будто за нами кто-то гнался).  |
Мы знаем, что вопрос как? задается к СПП образа действия. Как отличить придат.сравн.от придат.образа действия?
1. Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. (есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия образ действия)
2. Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался. (отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения) сравнение.
3) Самостоятельная работа. Задание. Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид.
1.Мама закрыла шторы | А. нужно не только любить, но и быть любимым. |
2.Первыми тронулись на юг болотные птицы | Б. так как было душно. |
3.Для того чтобы быть счастливым | В. потому что свет мешал малышу спать. |
4.Я плохо спал этой ночью | Г. так как болота начали замерзать. |
5.Если бы на отмели был песок | Д. чтобы мыслить и страдать. |
6.Я жить хочу | Е. то можно было бы увидеть следы животного. |
Метафора – слово в переносном значении: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона.
5. Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?
6. Домашнее задание: п.20,упр.172