1) формирование представления о разделе языка – словообразование и основных способах образования новых слов;
2) формирование навыка определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели;
3) закрепление знаний этапов учебной деятельности и их содержания; тренировка умений самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
№ | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. Объявляет о начале урока. | Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей. |
2 | Постановка учебной задачи. Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания. УУД: личностные, коммуникативные. | Слова для наблюдения записаны на доске: Прибежать, закопать, грибок, носик Задание: запишите слова, распределяя на группы. По какому признаку вы распределяли слова. Вопросы: - А можете ли вы сказать: от каких слов образовались данные слова? - Какие морфемы приняли участие в их образовании? - Сделайте вывод: с помощью каких морфем могут образовываться слова? Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке». СЛАЙД 1. Вопросы: - Найдите ключевые слова темы. СЛАЙД 2. - Сформулируйте цели на сегодняшний урок. СЛАЙД 3. Задание: запишите число, тему урока в конспект и тетрадь. | Учащиеся записывают слова в тетрадь. Группируют слова. - прибежать, закопать - грибок, носик (сгруппировать получилось по двум признакам: части речи – 2 группы; морфемный состав – 2 группы) Учащиеся легко находят производные слова и говорят, что слова образовались с помощью приставки и суффикса. Вывод: Слова могут быть образованы с помощью приставки и суффикса. Учащиеся отмечают, что в слове СЛОВООБРАЗОВАНИЕ можно выделить 2 слова. Учащиеся формулируют: -узнать, что такое словообразование; -понять, как образуются слова в русском языке; -запомнить, какие способы образования слов основные; Учащиеся делают опорную запись в конспекте. |
2 | «Открытие нового знания». Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий. Способы: диалог, парная работа. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). | 1) Задание по вариантам: понаблюдайте за строением слов 1в.–мясорубка, кофемолка 2 в. - лесоруб, пылесос. - Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова. СЛАЙД 4. Появляется новое, что необходимо выяснить. Обращение к материалу учебника. Просмотровое самостоятельное чтение. Поиск ответа на свой вопрос. Вопросы: - Что нового узнали о способах образования слов в русском языке из статьи учебника? - Какой новое понятие встретилось? Что даёт это понятие? СЛАЙД 5. | 1) Учащиеся приходят к выводу, что слова образованы от 2 слов, но некоторые слова ограничиваются лишь основами, а не целыми словами. 2) Читают учебный материал на стр. 5-6. Об основных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, сложении). Называют способы. Отмечают, что исходная основа с помощью морфемы образует новое слово. Делают самостоятельный вывод. Составляют краткую запись в опорном конспекте и подбирают примеры. |
3 | Этап первичного закрепления. Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма. | Задание по Упр 402: | Учащиеся, работая в парах, образуют слова по заданным моделям, определяют исходное слово. Называют способ образования слов. Самостоятельно подбирают слова. Выборочно комментируют ход рассуждения и действий. |
4 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». | Задание по Упр 404: | Уч-ся находят исходные слова. Записывают пару. Определяют способ образования слов. Проверяют себя по словообразовательному словарику.(часть 3) |
5 | Тренировочные упражнения. Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия. Сообщение дополнительного материала по данной теме на опережающее обучение. | 1) Задание по Упр. 408:с использованием знаний по предмету природоведения. 2)Индивидуальное задание для сильных ребят. - Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный, прибрежный, загородный. СЛАЙД 6 - 7. | Работа для отработки умения и навыка определять само исходное слово и способ его образования слова. (СЛОЖЕНИЕ) 2) Исследуют слова. Находят исходные. Определяют, что не все слова образованы известными способами, которые есть в учебнике. (приставочно-суффиксальный). У доски высказывают своё предположение. Вывод о новом способе уч-ся заносят в конспект. Оценивают выполнение индивидуальных заданий. |
6 | Рефлексия Результатом этого этапа будет самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы. | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников. СЛАЙД 8. -Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке. СЛАЙД 9. | Учащиеся отмечают достигнутые результаты, высказывают мнение и оценивают своих одноклассников, которые отвечали на уроке. |
7 | Домашнее задание: | 1) теорию опорного конспекта выучить 2) упр.410 подобрать по 2 примера + устный рассказ (высказывание). |