СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе

по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».




Тип урока: введение нового знания

Технология: Деятельностный метод обучения.


Основные цели:

1) формирование представления о разделе языка – словообразование и основных способах образования новых слов;

2) формирование навыка определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели;

3) закрепление знаний этапов учебной деятельности и их содержания; тренировка умений самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.


ХОД УРОКА:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Объявляет о начале урока.

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.

2

Постановка учебной задачи.


Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.


УУД: личностные, коммуникативные.


Слова для наблюдения записаны на доске:

Прибежать, закопать, грибок, носик

Задание: запишите слова, распределяя на группы. По какому признаку вы распределяли слова.



Вопросы:

- А можете ли вы сказать: от каких слов образовались данные слова?

- Какие морфемы приняли участие в их образовании?

- Сделайте вывод: с помощью каких морфем могут образовываться слова?


Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

СЛАЙД 1.

Вопросы:

- Найдите ключевые слова темы.

СЛАЙД 2.



- Сформулируйте цели на сегодняшний урок.

СЛАЙД 3.







Задание: запишите число, тему урока в конспект и тетрадь.

Учащиеся записывают слова в тетрадь. Группируют слова.

- прибежать, закопать

- грибок, носик

(сгруппировать получилось по двум признакам: части речи – 2 группы; морфемный состав – 2 группы)


Учащиеся легко находят производные слова и говорят, что слова образовались с помощью приставки и суффикса.


Вывод:

Слова могут быть образованы с помощью приставки и суффикса.










Учащиеся отмечают, что в слове СЛОВООБРАЗОВАНИЕ можно выделить 2 слова.


Учащиеся формулируют:

-узнать, что такое словообразование;

-понять, как образуются слова в русском языке;

-запомнить, какие способы образования слов основные;


Учащиеся делают опорную запись в конспекте.

2

«Открытие нового знания».


Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.


Способы: диалог, парная работа.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

1) Задание по вариантам: понаблюдайте за строением слов

1в.мясорубка, кофемолка

2 в. - лесоруб, пылесос.


- Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова.

СЛАЙД 4.

Появляется новое, что необходимо выяснить. Обращение к материалу учебника. Просмотровое самостоятельное чтение. Поиск ответа на свой вопрос.


Вопросы:

- Что нового узнали о способах образования слов в русском языке из статьи учебника?

- Какой новое понятие встретилось? Что даёт это понятие?

СЛАЙД 5.



1) Учащиеся приходят к выводу, что слова образованы от 2 слов, но некоторые слова ограничиваются лишь основами, а не целыми словами.




2) Читают учебный материал на стр. 5-6. Об основных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, сложении).


Называют способы. Отмечают, что исходная основа с помощью морфемы образует новое слово.

Делают самостоятельный вывод.

Составляют краткую запись в опорном конспекте и подбирают примеры.

3

Этап первичного закрепления.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

Задание по Упр 402:


Учащиеся, работая в парах, образуют слова по заданным моделям, определяют исходное слово. Называют способ образования слов. Самостоятельно подбирают слова. Выборочно комментируют ход рассуждения и действий.

4

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Задание по Упр 404:


Уч-ся находят исходные слова. Записывают пару. Определяют способ образования слов. Проверяют себя по словообразовательному словарику.(часть 3)

5

Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.


Сообщение дополнительного материала по данной теме на опережающее обучение.


1) Задание по Упр. 408:с использованием знаний по предмету природоведения.



2)Индивидуальное задание для сильных ребят.

- Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов.


Приморский, пришкольный, прибрежный, загородный.


СЛАЙД 6 - 7.


Работа для отработки умения и навыка определять само исходное слово и способ его образования слова. (СЛОЖЕНИЕ)

2) Исследуют слова. Находят исходные. Определяют, что не все слова образованы известными способами, которые есть в учебнике. (приставочно-суффиксальный). У доски высказывают своё предположение. Вывод о новом способе уч-ся заносят в конспект. Оценивают выполнение индивидуальных заданий.

6

Рефлексия Результатом этого этапа будет самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы.


- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.

СЛАЙД 8.


-Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке.

СЛАЙД 9.

Учащиеся отмечают достигнутые результаты, высказывают мнение и оценивают своих одноклассников, которые отвечали на уроке.

7

Домашнее задание:

1) теорию опорного конспекта выучить

2) упр.410 подобрать по 2 примера + устный рассказ (высказывание).