СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Суффикс как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Суффикс как часть речи"»

МБОУ СОШ №2 Кибекина Динара Сергеевна Конспект урока по русскому языку для начальных классов «Суффикс как часть слова»

Цель учебного занятия:

  • Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

  • Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

  • Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

  • Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.




Ход урока.



1. Организационный момент. Мотивация.

-

Здравствуйте, ребята!

-

Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет, давайте повторим пройденный материал.

-Вспомните, из чего состоят слова? (Из частей)

-Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем? (Корень, окончание, приставка)

-С какой частью слова мы с вами познакомились на прошлом уроке?

-Что вы знаете о приставке? (Приставка – это часть основы слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов с новым значением)

-Как вы думаете, все ли части слова мы знаем? (нет)

-Готовы ли вы изучать новую часть слова? (да)



2. Актуализация знаний.

- Ребята, как вы уже догадались, мы продолжаем путешествие по удивительной стране «Грамматике». И сегодня отправляемся в гости к её королю. Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера» и хотел посетить страну Лилипутию. А поскольку был он человек занятой, то решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали так быстро, что король не успел приготовиться.

А ведь обычный дом для лилипутов – целый ДОМИЩЕ!

Но король не растерялся, и в мгновение ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ – в СТУЛЬЧИК.

-Какая часть слова пришла на помощь королю? (частичка -ик)

- Давайте выделим окончание и корень в этих словах.

- Что интересного вы заметили?

- Почему вы никак не обозначили оставшуюся часть слове? (потому что она не является корнем и окончанием)


3. Наблюдение над языковым материалом. Сообщение темы урока.

-  Кто помнит, как называется эта часть слова? Как отмечается?

- Обозначим суффикс –ик- в полученных словах.

- Какую работу он выполняет? (Для чего нужен суффикс?) (образует новые слова)

- Итак, что же мы будем делать сегодня на уроке? (образовывать слова при помощи суффикса и выяснять его значение.

Работа в парах:

- Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных.

Слон – слонёнок, лиса - лисёнок, коза – козлёнок, орёл – орлёнок, лев - львёнок, заяц - зайчонок, кот - котёнок, верблюд – верблюжонок.


- Выделите все известные вам части слова.

- Ребята, что мы с вами сейчас делали?

- Образовывали новые слова.

- Значит, какую роль выполняет суффикс? (Образует новые слова.)

Обобщение:

- Давайте сформулируем правило и сверим его с учебником.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

- Прочитайте правило в учебнике на стр.99.

- Где находится суффикс в словах? (Между окончанием и корнем).

(На доске алгоритм:)

1.значок:

2.значок:

3.значок:




Обобщение:

 4. Введение нового материала в систему знаний.

Рубрика «Тайны языка» на стр.99 в учебнике. Закрепление по опорным словам. На доске: стоит → служит → имеет → обозначается.

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук.

-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка. (выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных)

5. Закрепление знаний. Коллективная работа со списыванием.

Упражнение №2, стр.100

медведь – медведица – медвежонок

волк - … - …

тигр - … - …

… - зайчиха - …

… - лосиха - …

- В каждом ряду записаны формы слов или родственные слова? (Родственные слова)

- Как это можно доказать? (В корне общее значение, но у второго и третьего слова есть своё, дополнительное значение)

- Какие суффиксы образовывают слово, называющее детёныша? (-онок-, -ёнок-)


- А его маму? (-иц-, -их-)

6 Домашнее задание

Стр.100, упражнение №4. В упражнении необходимо выписать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

- Сможете самостоятельно выполнить эту работу? (Да)

7 Итог урока

Рефлексия

- С какой частью слова познакомились на уроке?

-Какую работу выполняет суффикс?

-Что узнали о суффиксе?

- Что осталось непонятным, или что ещё хотелось бы узнать?

-Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.