МБОУ СОШ №2 Кибекина Динара Сергеевна Конспект урока по русскому языку для начальных классов «Суффикс как часть слова» Цель учебного занятия:
Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация.
-
Здравствуйте, ребята!
-
Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет, давайте повторим пройденный материал.
-Вспомните, из чего состоят слова? (Из частей)
-Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем? (Корень, окончание, приставка)
-С какой частью слова мы с вами познакомились на прошлом уроке?
-Что вы знаете о приставке? (Приставка – это часть основы слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов с новым значением)
-Как вы думаете, все ли части слова мы знаем? (нет)
-Готовы ли вы изучать новую часть слова? (да)
2. Актуализация знаний.
- Ребята, как вы уже догадались, мы продолжаем путешествие по удивительной стране «Грамматике». И сегодня отправляемся в гости к её королю. Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера» и хотел посетить страну Лилипутию. А поскольку был он человек занятой, то решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали так быстро, что король не успел приготовиться.
А ведь обычный дом для лилипутов – целый ДОМИЩЕ!
Но король не растерялся, и в мгновение ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ – в СТУЛЬЧИК.
-Какая часть слова пришла на помощь королю? (частичка -ик)
- Давайте выделим окончание и корень в этих словах.
- Что интересного вы заметили?
- Почему вы никак не обозначили оставшуюся часть слове? (потому что она не является корнем и окончанием)
3. Наблюдение над языковым материалом. Сообщение темы урока.
- Кто помнит, как называется эта часть слова? Как отмечается?
- Обозначим суффикс –ик- в полученных словах.
- Какую работу он выполняет? (Для чего нужен суффикс?) (образует новые слова)
- Итак, что же мы будем делать сегодня на уроке? (образовывать слова при помощи суффикса и выяснять его значение.
Работа в парах:
- Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных.
Слон – слонёнок, лиса - лисёнок, коза – козлёнок, орёл – орлёнок, лев - львёнок, заяц - зайчонок, кот - котёнок, верблюд – верблюжонок.
- Выделите все известные вам части слова.
- Ребята, что мы с вами сейчас делали?
- Образовывали новые слова.
- Значит, какую роль выполняет суффикс? (Образует новые слова.)
Обобщение:
- Давайте сформулируем правило и сверим его с учебником.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
- Прочитайте правило в учебнике на стр.99.
- Где находится суффикс в словах? (Между окончанием и корнем).
(На доске алгоритм:)
1.значок:
2.значок:
3.значок:
Обобщение:
4. Введение нового материала в систему знаний.
Рубрика «Тайны языка» на стр.99 в учебнике. Закрепление по опорным словам. На доске: стоит → служит → имеет → обозначается.
Физминутка, снятие утомления с глаз и рук.
-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка. (выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных)
5. Закрепление знаний. Коллективная работа со списыванием.
Упражнение №2, стр.100
медведь – медведица – медвежонок
волк - … - …
тигр - … - …
… - зайчиха - …
… - лосиха - …
- В каждом ряду записаны формы слов или родственные слова? (Родственные слова)
- Как это можно доказать? (В корне общее значение, но у второго и третьего слова есть своё, дополнительное значение)
- Какие суффиксы образовывают слово, называющее детёныша? (-онок-, -ёнок-)
- А его маму? (-иц-, -их-)
6 Домашнее задание
Стр.100, упражнение №4. В упражнении необходимо выписать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
- Сможете самостоятельно выполнить эту работу? (Да)
7 Итог урока
Рефлексия
- С какой частью слова познакомились на уроке? -Какую работу выполняет суффикс? -Что узнали о суффиксе? - Что осталось непонятным, или что ещё хотелось бы узнать? -Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. |