СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Семейные традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семейные традиции"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Балаково













Разработка урока по окружающему миру,

2 класс, программа «Школа России», А. А. Плешаков.

Тема «Семейные традиции»

ФИО автора: Янбекова Рената Маратовна

Перечень предоставленных материалов:















2024 г.


Пояснительная записка.

«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению». Об этом говорит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Одной из базовых национальных ценностей является семья.

Семья – это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе.

Процесс принятия семейных ценностей начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Важно научить младших школьников умению раскрыть, понять и принять эти ценности.

Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению, т.е. традиция.

«Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)». С.И.Ожегов

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками опытом, знаниями. Семейные традиции один из способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье.

Изучение семейных традиций младшими школьниками позволяют им понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней.

Классный руководитель имеет возможность помочь семье в понимании необходимости сохранять и бережно относиться к семейным ценностям. Он призван ознакомить ученика с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, воспитывать любовь к родителям, близким, а также создать условия для изучения семейных традиций.

Огромное влияние на личность и поведение ребёнка оказывает духовно-нравственный потенциал семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

Цель урока: знакомство с семейными традициями.

Задачи:

1. Образовательные:

- ввести понятие «семейные традиции»;

- ознакомить детей с различными семейными традициями;

- показать значимость семейных традиций для укрепления семьи.

2. Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

- воспитывать личностное отношение к семейным ценностям, уважение к старшим;

3. Развивающие:

- развивать умения работать в группе;

- развивать коммуникативные способности;

- развивать творческие способности;

Методы и приёмы:

работа в группах, беседа, метод творческого проекта, активные методы обучения.

Примечание: В конце урока, на этапе подведения итогов, используется активный метод обучения «служба новостей», т. е. каждый ряд (обычно в кабинете по 3 ряда) в конце урока обсуждает в группе, какая информация на уроке была самой важной, интересной, тем самым подводя итоги. Соответственно ребята предлагают друг другу разные версии, согласовывают их, а один человек с этого ребята – «ведущий новостей» - представляет эти новости. Техническое оснащение: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование: картинки (фотографии), карточки с пословицами.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из разных источников (картинки, текст).

2. Строить речевые высказывания в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4.Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и принимать мнение других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Договариваться с другими о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

1. Понимать и принимать общепринятые в обществе семейные ценности.

Ход урока:

1. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

- Ребята, начнём мы наш урок с песни. Послушайте её и скажите, о чём она (песня 1)

(О семье). СЛАЙД 1

- Что такое семья? (Группа живущих вместе близких родственников, это самое главное в жизни, это самое близкое окружение человека).

- Выполним первое задание 1 в рабочем листе. Раскрасьте слова, которые относятся к счастливой дружной семье? (Добрые отношения, уважение, взаимопомощь, любовь, забота). СЛАЙД 2

- Издавна народ создавал пословицы и поговорки о семье, выражая в них народную мудрость.

- А как вы понимаете пословицы о семье? Поработайте в парах и составьте пословицы, соединяя начало и конец предложений. СЛАЙД 3-4

- А что помогает сделать семью дружной, крепкой, счастливой, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд Задание 2 СЛАЙД 5-6

1. Сестра мамы или папы (тётя).

2.Сын твоих же родителей для тебя (брат).

3. Самая любимая, кого поздравляем 8 марта (мама).

4. Папа твоей мамы или твоего папы (дедушка).

5. Мама и папа вместе, одним словом (родители).

6. Так называют папу по-другому (отец).

7. Самые младшие в семье (дети).

8. Брат мамы или папы (дядя).

2. Определение и формулирование темы урока. Определение задач урока. Повесить табличку с темой урока.

- А теперь обратите внимание на то, что на одной из строчек этого кроссворда получилось слово. Какое? (Традиция)

- Что означает слово «традиция»? Как вы его понимаете по смыслу? (Ответы детей)

- Прошу вас уточнить смысл этого слова по учебнику, с. 44 (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков). Зачитайте.

Традиции – это то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

- Попробуйте связать по смыслу слова семья и традиции? Какое словосочетание у вас получится? (Семейные традиции, традиции семьи).

- Это и есть тема нашего урока, «Семейные традиции». ТАБЛИЧКА

- Каковы же цели нашего урока, продолжите предложения: ТАБЛИЧКА

1. Узнать, что такое ………….традиция

2. Узнать, какие бывают …………традиции

3. Формирование новых представлений и понятий.

- А как вы понимаете по смыслу «семейные традиции»? (Ответы детей) подготовить детей

- Семейные традиции – это обычаи, привычки семьи, которые объединяют членов семьи, и которые передаются из поколения в поколение.

- А вот какие бывают семейные традиции, вам предстоит сейчас объяснить по картинкам.

Работа в группах.

- Каждая группа получит по 2 картинки, по которым вам нужно объяснить, какие традиции на них изображены. После окончания работы каждая группа вывешивает картинки на доску и даёт объяснения своим картинкам.

- Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах (Выслушивать каждого, не перебивать, согласовывать версии, а один человек может стать капитаном вашей команды, который может выступить от вашей группы один или с командой).

Варианты ответов:

-поход в кино, в цирк;

-празднование Нового года, Рождества, Пасхи;

-ездить в гости к бабушке в деревню,

-работать вместе на даче,

-читать всей семьёй,

-помнить своих предков, участвовать в шествии «бессмертного полка»,

-вместе обедать, ужинать,

-чаепития,

-отмечать всей семьёй дни рождения,

-вместе готовить,

-ходить в походы с палаткой,

-ездить летом на море,

-велосипедные прогулки,

-походы в лес, на природу,

-старшие помогают младшим,

-вести «семейные альбомы».

- Какие из этих традиций есть в ваших семьях?

- А какие традиции вам ещё понравились?

- Итак, ребята, вы верно объяснили смысл семейных традиций. Какие-то из этих традиций ещё молодые и появились недавно; может быть, эти традиции родились только в вашей семье, а какие-то, действительно, прошли через поколения от наших прадедушек и прабабушек. Но издавна все семейные традиции на Руси отличались гостеприимством, уважением к старшим, трудолюбием.

Все традиции можно даже объединить в группы. Выполните задание 3.

1Праздничные традиции…- Какие праздники можно отмечать всей семьёй? (Новый год, Рождество, Пасха, дни рождения и др.)

- Спортивные традиции…. Что это? (Катание на катках, на велосипедах, на роликах…)

- Кулинарные традиции….. (Приготовление блюд, обедов, фирменное блюдо)

- Патриотические традиции, передающие любовь к Родине (Парад Победы, шествие «Бессмертного полка», поздравление своих бабушек и дедушек (ветеранов), посещение Мамаева Кургана…)

- Трудовые традиции…. (Поездки на дачу, поездки в деревню, чтобы вместе работать и помогать родителям и бабушкам-дедушкам…)

- Культурные традиции….. (Читать, ходить в кино, в цирк…)

- А какое значение имеют семейные традиции? (Они объединяют всех членов семьи, хранят память о родственниках, все члены семьи помогают друг другу и заботятся друг о друге).

- А может быть, вы захотите завести ещё одну праздничную традицию в своих семьях и отмечать её 8 июля. Символом этого праздника является ромашка. СЛАЙД 10

4. Подведение итогов.

- Ребята, наш урок подошел к концу, какая была тема урока? Для подведения итогов предлагаю взять ту ромашку, которая символизирует ваше настроение в конце занятия. И под гимн этого праздника. Прошу вас приклеить на наше с вами классное сердце, ведь мы с вами тоже семья. (песня 2)

- Дорогие гости, я хотела чтобы вы тоже стали часть нашей дружной классной семьи.( гости приклеивают ромашку)

5. Домашнее задание.

- Рабочая тетрадь (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков) – с. 25 №3, 5

или:

- написать мне сочинение-письмо из вашей взрослой жизни, как будто вы уже взрослые, у вас есть свои семьи, и рассказать о ваших семейных традициях, которые вы завели в семье.








р

о

д


т


д

о

т

е

ё

б

м

е

д

е

т

д


т

р

а

д

и

ц

и

я


я

а

м

у

т



д



т

а

ш

е

я



к

л



а

и






8