СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ В СТОЛБИК
2 класс
Автор: Кордубан Елена Васильевна
учитель начальных классов
Методические рекомендации: Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, который соответствует требованиям и ФГОС. Построен с использованием технологии деятельностного метода. Форма проведения урока: демонстрация мультимедийной презентации, беседа, объяснение при изучении нового материала, самостоятельная работа учащихся. Информационно – коммуникационные технологии позволяют экономить время при проверке знаний учащихся, кратко и доступно изложить новый материал.
Предмет: математика
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик »
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний.
Технология : деятельностного метода.
Цель урока:
- ученик научится складывать и вычитать двузначные числа в столбик.
- ученик получит возможность самостоятельно выводить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.
Задачи урока: Создавать условия для развития УУД.
Формировать:
– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебное затруднение совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).
Ожидаемые результаты:
Освоение большинства учащихся новых способ сложения и вычитания чисел в столбик.
Этап самоопределения (организационный момент).
-Сегодняшний урок математики я хочу начать четверостишием.
Математика сложна
Но скажу с почтением,
Математика нужна
Всем без исключения!
-Согласны с данным утверждением? Математика-наука сложная, но всем нам необходимая. Сейчас мы отправимся за новыми математическими знаниями и умениями. (Слайд2)
45 | 40 | 35 | 30 | 25 |
36 | 32 | 28 | 24 | 20 |
92 | 87 | 82 | 77 | 72 |
-Посмотрите внимательно на все эти числа. Как они называются?
(двузначные)
-Что мы умеем делать с двузначными числами?
(складывать, вычитать, сравнивать)
-Догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Актуализация знаний.
– В чём сходство между рядами?
(уменьшаются на одно и тоже число)
- Какой из рядов отличается от остальных? Почему? (Слайд3)
- Назовите во втором ряду самое большое и самое маленькое число.
- На сколько 3620?
- На сколько 36
- Расскажите, что вы знаете о числе 36? (Слайд4)
- Увеличьте 36 на 20
- Уменьшите 36 на 4
- Задуманное число больше 36 на 12. Какое это число?
Как узнали?
2.2.- Какими способами можно сложить числа 36 и 12 (Слайд 5,6)
Объясни, как найти сумму чисел 36 и 12:
А) пользуясь графическими моделями:
::: +
: = ________________
В) прибавляя по частям :
36 + 12 = _______________________________________
10 2
Б) по общему правилу сложения двузначных чисел :
36 + 12 =_________________________________________
30 6 10 2
2.3- Следующее задание:
- Задуманное число меньше 36 на 12. Какое число задумали?
- Как узнали?
- Какими способами? (Слайд7,8)
Зачем надо знать так много способов? (чтобы выбрать удобный)
Подумайте, не говоря вслух, какой способ для вас удобнее?
2.4. – Пользуясь удобным способом для вас, запишите примеры в тетрадь и решите их. (Слайд9)
На доске: 52+17 96-23
Проверка
2.5. – А теперь прочитайте и выполните в тетради следующее задание.
«запиши пример в столбик и реши его».
Постановка проблемы.
- Вы смогли выполнить задание? (нет)
- Почему? (мы такого не изучали)
- Чем это задание не похоже на предыдущее? (мы записывали в строчку)
-Какой же будет тема урока? (запись в столбик)
- Какие поставим цели?
4.«Открытие» детьми нового знания. (Слайд10)
- Прочитайте и объясните запись.
- Что нового вы увидели в задании?
- Как записали числа?
- Как нашли сумму?
- Удобно ли так складывать числа?
-Запишем. Как будем писать?
Где поставить знаки «+» «_»
5.«Открытие» нового знания (продолжение).
- Как записывать примеры в столбик, мы выяснили. Но мы должны научиться не только записать пример в столбик, но и научиться их решать.
- Я думаю, вы легко с этим справитесь, а поможет нам подсказка в учебнике. (читает ученик)
Повторим хором эту подсказку. (Слайд11)
Двузначные числа складывают по разрядам, поэтому числа записывали в столбик: десятки под десятками, единицы под единицами. Складываем: единицы с единицами, результат записываем под единицами; десятки с десятками, результат записываем под десятками. Рассказываем: записываем числа в столбик; Складываем единицы: 1+5=6; Записываем 6 под единицами; Складываем десятки: 3+4=7; Записываем 7 под десятками. Читаем: сумма чисел 31 и 45 равна 76 |
Решим 2-й пример в столбик на вычитание, помня эту подсказку.
Один ученик у доски.
- С чего начнём? (вычитаем единицы)
-Где запишем ответ? (под единицами)
- Что делаем дальше? (вычитаем десятки).
- Где запишем ответ? (под десятками)
- Ответ? (31)
- Скажите, как удобнее складывать и вычитать в строчку или в столбик?
Физкультминутка.
− Если я называю однозначное число, вы поднимаете вверх руки, а если двузначное – приседаете.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
- Давайте наши открытия проверим в действии.
Выполняют с.77,№3(2,3,6 столбик) .
- Запишите и решите примеры, пользуясь опорной схемой и алгоритмом.
Проверка. (Слайд 12)
Какие были затруднения?
Что делать, чтобы таких затруднений не было?
7.Повторение.
- Закрепим наши знания, решив задачу на с. 77, №5(а).
- Читаем задачу.
- О чем она?
- Какие единицы длины вам встретились?
- Что известно в задаче? Что надо найти?
- Что надо сделать, чтобы это узнать?
- При каком условии возможно вычитание величин?
- что надо сделать, чтобы вычесть эти величины?
- запишем в тетрадь.
8. Рефлексия.
- Чему научились сегодня на уроке?
С какими затруднениями встретились?
- Удалось ли их преодолеть?
- Над чем надо поработать?
- Как вы оцениваете свою работу в классе?
Домашнее задание. (Слайд13)
С. 77 №3 (1,4,5 стол.), №4