СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Строение растительной клетки»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке присутствуют элементы ассоциативного мышления.  Учащимся предлагается сравнить клетку с обычной квартирой.  Для этого используется мультимедийная презентация.

У каждого ребенка на парте лежит инструктивная карточка, которая служит помощником при написании конспекта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Строение растительной клетки»»

Конспект урока для 6 класса «Строение растительной клетки»

На данном уроке присутствуют элементы ассоциативного мышления. Учащимся предлагается сравнить клетку с обычной квартирой. Для этого используется мультимедийная презентация.

У каждого ребенка на парте лежит инструктивная карточка, которая служит помощником при написании конспекта.

На протяжении всего урока в работе задействован весь класс, дети активно участвуют в работе.

Этот же урок можно проводить и для учащихся 5 классов, которые перешли на ФГОС.

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

продолжить развитие умений учащихся по рисункам определять органоиды, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за учёных, внёсших вклад в развитие биологии.

Формировать УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения растительных клеток; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сравнения объектов живой природы; последовательно выполнять лабораторную работу, уметь правильно работать с микроскопом, готовить микропрепараты и изучать их под микроскопом, создавать модель растительной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия темы: клетка, цитоплазма, ядро, клеточная стенка, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, вакуоль, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Ресурсы: учебник Н.И. Сонин, презентация, инструктивные карточки на каждого учащегося, тесты для контроля знаний на каждого учащегося.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверить готовность к занятию.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

II.  Проверка знаний (проверка д/з)   (5 мин) тест

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

формулировка темы урока, ставит цели (проблему):

Запись темы урока. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы

Вопрос к классу:

А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя заполняют инструктивную карточку.

Учащиеся рассматривают слайд презентации:«Строение растительной клетки»

Зарисовывают в инструктивной карточке клетку и подписывают ее части.

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Впервые клетку увидел Р. Гук, изучая клетки пробки в 1665 году. Ввел термин "клетка".

Ребята мы сегодня с вами исследуем растительную клетку. Узнаем, из чего же состоит клетка Какое строение и какие функции выполняют органоиды клетки.

Давайте представим, что живой организм - это большой многоэтажный дом, где много квартир. А клетка - это квартира.

С чего же начинается квартира?

Первое это- стены, стена придает форму, она прочная.

В клетке роль стены выполняет клеточная стенка из целлюлозы.

Придает клетке форму и размеры. Выполняет транспортную функцию и защитную.

И второе - это дверь.

Дверь не впускает чужих, а только своих.

В клетке роль двери играет плазматическая мембрана.

Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки от воздействия внешней среды.

Пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества.

Внутреннее убранство квартиры, обстановка, пространство все это в клетке создает цитоплазма.

Внутренняя среда клетки. Состоит из вязкого полужидкого вещества.

Связывает между собой органоиды. Обеспечивает перемещение различных веществ. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.


Далее мы заходим в квартиру и попадаем в коридор, от которого идут дороги в разные части квартиры.

Коридор и дороги - это эндоплазматическая сеть.

ЭПС состоит из сети многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой.

Связывает все части клетки между собой.

Участвует в образовании и транспортировке питательных веществ.

Далее мы попадаем на кухню. А там стоит холодильник, где находятся все питательные вещества.

Холодильник - это аппарат Гольджи.

Представляет собой стопку уплощенных мембранных мешочков – полостей.

Накапливаются и сортируются различные вещества.

На кухне есть еще плита, где хозяйки готовят еду, питательные вещества. В клетке таким творцом являются рибосомы.

Мелкие округлые тельца.

Обеспечивают сборку белков.

Отправляемся дальше. Мы в ванне. Там находятся дезинфицирующие средства, которые борются с грязью и пылью в квартире.Ванна - это лизосомы.

Лизосомы – это маленькие пузырьки.

Внутри клетки переваривают пищевые частицы.

Уничтожают отслужившие органоиды.

Это чистильщики клетки.

Когда мы заходим в квартиру после улицы, нам становится тепло и уютно благодаря батареям центрального отопления.

В клетке такую роли выполняют митохондрии.

Состоят из двух мембран. Внутренняя имеет выросты – кристы.

Митохондрии главные энергетические станции клеток.

В каждой квартире есть комнатные растения, листья имеют зеленый цвет. Комнатные растения выделяют кислород и образуют органические вещества.

Это происходит за счет пластид зеленого цвета -хлоропластов. (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»). Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый», филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров).

В хлоропластах образуются органические вещества при помощи энергии Солнца. Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.

Фрукты и овощи на нашем столе содержат пластиды - хромопласты.

Пластиды, которые содержат красно-желтый пигмент.

Картофель, который мы употребляем, содержат бесцветные пластиды - лейкопласты.

В них накапливаются запасные питательные вещества – крахмал. Пластиды бывают бесцветными. Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасные питательные вещества: крахмал, масла и белок.

Есть еще жизненно необходимые вещи в квартире - это водоснабжение и канализация.

В клетке с этими вещами можно сравнить вакуоль.

Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности. Клеточный сок – водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет.


В каждой квартире есть свой хозяин или глава семья, который отвечает за порядок в квартире.

Таким важным элементом в клетке является ядро.

Важнейшая часть клетки. Ядро состоит из двух мембран, имеет поры и ядрышко. Отвечает за наследственную информацию клетки- хромосомы

Вот такое увлекательное путешествие мы с вами совершили. Я надеюсь вам понравилось.

А теперь ответьте на вопрос:

Из каких главных частей состоит клетка?

Ядро, оболочка и цитоплазма.

Отметим важные признаки характерные для растительной клетки:

1. Наличие клеточной стенки из целлюлозы.

2.Наличие пластид

3.Наличие крупной вакуоли.

Ответим на вопрос урока.

А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Запишем выводы.

Выводы из урока:
1. Клетка – это сложная многофункциональная структура всех живых организмов.
2. Из клеток - состоят все растения и живые организмы.
3. Клетка - обладает всеми признаками живого организма (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, выделение, обмен веществ.)

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Лабораторный практикум.


Тема: Изучение клеток кожицы лука.


Цель: Изучить строение растительной клетки.


Оборудование

  1. Инструментарий: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт.

  2. Часть луковицы.

Ход работы

  1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

  3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.

  4. Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите ее части.


V. Закрепление материала Контролирующее задание (7 мин).

индивидуально, тестовые задания,меняются своими работами и оценивают друг друга.

Организует закрепление материала.

Проводит проверку полученных знаний.

Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Регулятивные:

Участие в подведении итогов урока;


VII. (1мин).Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащиеся оценивают свое настроение.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Регулятивные:Самооценка.

VIII. Домашнее задание (2 мин). Фиксируют домашнее задание. Изучить параграф ответить на вопросы в конце параграфа

По выбору:– выполните модель растительной клетки;
Реши кроссворд. (Приложение 3)