Конспект урока для 6 класса «Строение растительной клетки»
На данном уроке присутствуют элементы ассоциативного мышления. Учащимся предлагается сравнить клетку с обычной квартирой. Для этого используется мультимедийная презентация.
У каждого ребенка на парте лежит инструктивная карточка, которая служит помощником при написании конспекта.
На протяжении всего урока в работе задействован весь класс, дети активно участвуют в работе.
Этот же урок можно проводить и для учащихся 5 классов, которые перешли на ФГОС.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
продолжить развитие умений учащихся по рисункам определять органоиды, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за учёных, внёсших вклад в развитие биологии.
Формировать УУД.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения растительных клеток; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сравнения объектов живой природы; последовательно выполнять лабораторную работу, уметь правильно работать с микроскопом, готовить микропрепараты и изучать их под микроскопом, создавать модель растительной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Основные понятия темы: клетка, цитоплазма, ядро, клеточная стенка, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, вакуоль, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.
Ресурсы: учебник Н.И. Сонин, презентация, инструктивные карточки на каждого учащегося, тесты для контроля знаний на каждого учащегося.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
Проверить готовность к занятию.
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
II. Проверка знаний (проверка д/з) (5 мин) тест
Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.
Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).
формулировка темы урока, ставит цели (проблему):
Запись темы урока. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы
Вопрос к классу:
А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
IV. Изучение нового материала (25 мин).
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя заполняют инструктивную карточку.
Учащиеся рассматривают слайд презентации:«Строение растительной клетки»
Зарисовывают в инструктивной карточке клетку и подписывают ее части.
Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.
Впервые клетку увидел Р. Гук, изучая клетки пробки в 1665 году. Ввел термин "клетка".
Ребята мы сегодня с вами исследуем растительную клетку. Узнаем, из чего же состоит клетка Какое строение и какие функции выполняют органоиды клетки.
Давайте представим, что живой организм - это большой многоэтажный дом, где много квартир. А клетка - это квартира.
С чего же начинается квартира?
Первое это- стены, стена придает форму, она прочная.
В клетке роль стены выполняет клеточная стенка из целлюлозы.
Придает клетке форму и размеры. Выполняет транспортную функцию и защитную.
И второе - это дверь.
Дверь не впускает чужих, а только своих.
В клетке роль двери играет плазматическая мембрана.
Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки от воздействия внешней среды.
Пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества.
Внутреннее убранство квартиры, обстановка, пространство все это в клетке создает цитоплазма.
Внутренняя среда клетки. Состоит из вязкого полужидкого вещества.
Связывает между собой органоиды. Обеспечивает перемещение различных веществ. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.
Далее мы заходим в квартиру и попадаем в коридор, от которого идут дороги в разные части квартиры.
Коридор и дороги - это эндоплазматическая сеть.
ЭПС состоит из сети многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой.
Связывает все части клетки между собой.
Участвует в образовании и транспортировке питательных веществ.
Далее мы попадаем на кухню. А там стоит холодильник, где находятся все питательные вещества.
Холодильник - это аппарат Гольджи.
Представляет собой стопку уплощенных мембранных мешочков – полостей.
Накапливаются и сортируются различные вещества.
На кухне есть еще плита, где хозяйки готовят еду, питательные вещества. В клетке таким творцом являются рибосомы.
Мелкие округлые тельца.
Обеспечивают сборку белков.
Отправляемся дальше. Мы в ванне. Там находятся дезинфицирующие средства, которые борются с грязью и пылью в квартире.Ванна - это лизосомы.
Лизосомы – это маленькие пузырьки.
Внутри клетки переваривают пищевые частицы.
Уничтожают отслужившие органоиды.
Это чистильщики клетки.
Когда мы заходим в квартиру после улицы, нам становится тепло и уютно благодаря батареям центрального отопления.
В клетке такую роли выполняют митохондрии.
Состоят из двух мембран. Внутренняя имеет выросты – кристы.
Митохондрии главные энергетические станции клеток.
В каждой квартире есть комнатные растения, листья имеют зеленый цвет. Комнатные растения выделяют кислород и образуют органические вещества.
Это происходит за счет пластид зеленого цвета -хлоропластов. (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»). Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый», филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров).
В хлоропластах образуются органические вещества при помощи энергии Солнца. Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.
Фрукты и овощи на нашем столе содержат пластиды - хромопласты.
Пластиды, которые содержат красно-желтый пигмент.
Картофель, который мы употребляем, содержат бесцветные пластиды - лейкопласты.
В них накапливаются запасные питательные вещества – крахмал. Пластиды бывают бесцветными. Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасные питательные вещества: крахмал, масла и белок.
Есть еще жизненно необходимые вещи в квартире - это водоснабжение и канализация.
В клетке с этими вещами можно сравнить вакуоль.
Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности. Клеточный сок – водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет.
В каждой квартире есть свой хозяин или глава семья, который отвечает за порядок в квартире.
Таким важным элементом в клетке является ядро.
Важнейшая часть клетки. Ядро состоит из двух мембран, имеет поры и ядрышко. Отвечает за наследственную информацию клетки- хромосомы
Вот такое увлекательное путешествие мы с вами совершили. Я надеюсь вам понравилось.
А теперь ответьте на вопрос:
Из каких главных частей состоит клетка?
Ядро, оболочка и цитоплазма.
Отметим важные признаки характерные для растительной клетки:
1. Наличие клеточной стенки из целлюлозы.
2.Наличие пластид
3.Наличие крупной вакуоли.
Ответим на вопрос урока.
А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?
Запишем выводы.
Выводы из урока:
1. Клетка – это сложная многофункциональная структура всех живых организмов.
2. Из клеток - состоят все растения и живые организмы.
3. Клетка - обладает всеми признаками живого организма (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, выделение, обмен веществ.)
Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
Лабораторный практикум.
Тема: Изучение клеток кожицы лука.
Цель: Изучить строение растительной клетки.
Оборудование
Инструментарий: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт.
Часть луковицы.
Ход работы
Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.
Рассмотрите клетку при большом увеличении.
Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите ее части.
V. Закрепление материала Контролирующее задание (7 мин).
индивидуально, тестовые задания,меняются своими работами и оценивают друг друга.
Организует закрепление материала.
Проводит проверку полученных знаний.
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока;
VII. (1мин).Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учащиеся оценивают свое настроение.
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?
Оцените своё настроение.
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
Регулятивные:Самооценка.
VIII. Домашнее задание (2 мин). Фиксируют домашнее задание. Изучить параграф ответить на вопросы в конце параграфа
По выбору:– выполните модель растительной клетки;
Реши кроссворд. (Приложение 3)