СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Тихий океан

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Тихий океан" может быть использован учителями при изучении данного океана

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Тихий океан»

Тема урока: Тихий океан.

Интегрирующая дидактическая цель: дать полную характеристику Тихого океана;

Цели и задачи урока:

  • дать полную характеристику Тихого океана;

  • выявить его отличительные особенности;

  • продолжить развивать навыки работы с картами атласа, настенными картами, текстом учебника;

  • учить черпать географические и биологические знания из дополнительных источников информации;

  • воспитывать потребность в бережном отношении к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире;

  • расширить кругозор учащихся;

  • привить интерес к предметам географии, биологии, экологии.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала: презентация

  3. Закрепление нового материала:

    1) работа с картой

    2) заполнение таблицы

    3) беседа по вопросам

2. Мировой океан занимает 70% земного шара, материки условно делят его на 4 части. Назовите их и покажите на карте. Каждый океан имеет свои особенности, которые отличают его от других. И наша задача – выявить эти особенности.

Географическое положение

  1. История открытия и исследования

  2. Особенности природы

  3. Хозяйственное использование.

2. Актуализация опорных знаний

Прежде чем мы начнем знакомство с особенностями Тихого океана, скажите, к какой среде обитания живых организмов относится океан?

Давайте вспомним особенности водной среды, к которой относится Тихий океан. Учащиеся называют:

  1. Водная среда обитания была первой, где возникла и распространилась жизнь 3,5 млрд. лет назад).

  2. Большая плотность (попробуем пробежать по берегу и в воде).

  3. Сильные перепады давления.

  4. Относительно малое содержание кислорода.

  5. Сильное поглощение солнечных лучей.

  6. Скорость течения.

  7. Солевой режим.

  8. Вода менее прозрачна, чем воздух.

  9. Освещенность на различной глубине неодинакова.


Мы знакомимся с географическим положением океана (у учащихся открыта карта Тихого океана). Из всех океанов он самый большой по площади, расположен по обеим сторонам от экватора.

Задание: назовите и покажите, какие материки он омывает?

– Давайте установим береговую линию океана, выясним, какая из них изрезана больше.

(Работа с атласами, учащиеся показывают и называют моря, заливы, полуострова на западе и востоке).

Вывод: Береговая линия на западе изрезана больше, чем на востоке.

    А теперь вспомним историю открытия и исследования океана.

    Первым европейцем, который увидел Тихий океан в 1513 году, был Васко Бальбоа. Он, пересекая Панамский перешеек, увидел океан к югу от него, поэтому назвал его Южным морем, в противоположность Северному морю, т. е. Атлантическому океану, который он оставил за собой к северу.
    Спустя несколько лет, в 1520-1521 гг., Фернандо Магеллан пересек Тихий океан и за 100 дней плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов не испытал ни одного шторма – океан был спокоен и по первому впечатлению назван Тихим.

    В 1756 году французский географ Бюаш предложил дать океану новое
    название –
    Великий, так как это был самый большой океан Земли и
    предложенное название более точно отражало его исключительность. Оба наименования применяются в географии, но название “
    Тихий” стало более употребительным и утвердилось в географии

    Начало широкому изучению океана
    было положено в XIX веке первой русской кругосветной экспедицией 
    И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Изучение океана было продолжено во время плавания Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды и Австралии. Комплексные исследования велись в конце XIX века английской экспедицией на судне “Челленджер” и русскими под руководством С.О.Макарова на судне “Витязь”.


С 1949 года экспедиционные суда нашей страны совершаю регулярные научные рейсы. В наши дни создана специальная Международная организация по изучению Тихого океана. В России на Дальнем Востоке есть научный центр Академии наук, часть сотрудников которого занимается изучением океана.

Вопрос: Какой европейский мореплаватель в 16 веке первым пересек Тихий океан с востока на запад и почему он стал называться Тихим?

Переходим к следующему пункту плана – особенности природы Тихого океана. Вы познакомитесь с рельефом дна, свойствами водных масс, течениями, растительным и животным миром океана.

Рельеф дна океана сложен. Материковый шельф хорошо развит только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тысяч отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «огненное кольцо» планеты и самая глубоководная впадина -Марианская (11022 м)

Вывод: Тихий океан не только самый большой по площади, но и самый глубокий. Несмотря на то, что его называют Тихим, он еще и самый грозный, неспокойный среди океанов. На его дне происходят многочисленные землетрясения и извержения вулканов, которые порождают волны цунами.

Вопрос: Что вы знаете о цунами из курса 6 класса? К тому же над западными районами океана проносятся опустошительные тропические ветры – тайфуны (в переводе тайфун – сильный ветер), его скорость достигает более 100 м/с.

Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Поэтому среднегодовая температура воды сильно меняется в зависимости от широты.

Над его огромным пространством воздух насыщен влагой, особенно много осадков выпадает в области экватора. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового Океана.

В океане нет деревьев и цветов, но есть различные водоросли, очень маленькие до одного миллиметра и есть настоящие гиганты, которые образуют заросли «Подводные леса». Особенно многочисленны в океане бурые и красные водоросли.

Познакомимся с крупной водорослью – ламинария, которую в быту называют морской капустой, ее длина составляет 5-6 метров отдельные экземпляры до 20 метров. Ламинария это ценное лекарственное сырье, с которого получаются йод, который защищает нас от неприятностей – это дезинфицирующее средство для обработки ран. Недостаток йода в организме приводит к увеличению щитовидной железы. Очень полезно употреблять в пищу ламинарию, а также добавлять в пищу йодированную соль. Из ламинарии изготавливают салаты консервы, и даже конфеты и пастилу. В 1567 году китайцы рекомендовали употреблять водоросли.

В Тихом океане обитает самые крупные водоросли в мире макроцистис грушевидный. На земле такие гиганты редкость, даже среди деревьев (длина от 60 до 150 метров). Водоросли гигантский источник кислорода, органических веществ и энергии для всего живого мира. Водоросли большая ценность нашей планеты. На дне обитают удивительные существа коралловые полипы. На тысячи километров дна океана строят они из своего известкового скелета коралловые рифы, которые по праву считаются самыми грандиозными сооружениями на Земле, возведенные живыми организмами. Коварство рифов было издавна известно мореходам. Тысячи кораблей получили пробоины и затонули, наскочив на рифы. Между тем, не смотря на то, что коралловые рифы кажутся несокрушимыми их создатели чрезвычайно нежные и капризные существа. Хорошо себя чувствовать, и размножаться будут только в чистых водах океана и только в соленой воде. Живые кораллы окрашены в желтые, красные, синие, зеленые тона.

У берегов Австралии находятся уникальный природный комплекс Большой Барьерный риф, созданный живыми организмами, по размерам он сопоставим с Уральским хребтом, длина 2300 км, ширина от 2-150 км. На дне обитают морские звезды, морские ежи, разнообразные моллюски с причудливыми раковинами. Особенностью Тихого океана является то, что здесь обитает самый крупный моллюск, царь – ракушка тридакна.



Следующий этаж – это группа водных обитателей, обитающих в толще воды, прекрасно плавающие, легко справляются с самыми сильными течениями. Это различные причудливые рыбы (рыба-меч, рыба-луна, рыба-еж, рыбы, имеющие особые органы свечения, рыбы с уплощенной формой тела – скаты, камбала). Морские котики, кашалоты, акулы – белая, синяя, тигровая. Здесь обитает самое крупное животное синий кит , морской котик – тюлень. Посмотрите, какая красивая мордочка. Большие карие глаза, пышные усы, все тело покрывает мех. Судьба морских котиков, обитателей мягкого, изящного, долговечного меха полна трагических моментов. Они вызывали у людей стремление нажиться, что чуть не привело к исчезновению этих животных. И только международные соглашения, конвенции по охране котиков спасли их от истребления.

Самый верхний этаж планктон – это животное хоть и могут хорошо плавать, но не способны сопротивляться слабому течению (планктон в переводе с греческого блуждающий). Это медузы, мелкие рачки, креветки – они основная пища крупных животных обитающих в океане.
Многие планктонные организмы покрыты раковинами (фораминиферы, радиолярии). Раковина умерших организмов падают на дно, накапливаются в спрессованный слой, со временем из него образуется мел, которым мы пишем на доске.

Задание: Работа учащихся с атласами (назвать птиц, обитающих на побережье океана)


Мы подошли к последнему этапу нашего урока – хозяйственное использование океана. На берегах Тихого океана расположено более 50 стран, в которых проживает более 3 млрд. человек (учащиеся по политической карте называют и показывают крупнейшие страны.

Большое развитие получило судоходство. По размерам морских перевозок Тихий океан занимает второе место после Атлантического.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан. Особенно велика роль промысловых рыб (ставрида, скумбрия, треска, сардина). Большое место в промысле занимают кальмары, крабы, креветки. Запомните, что наиболее богато разнообразными видами организмов Японское море, которое омывает берега России.




Теплые побережья океана используются человеком для отдыха, восстановления физических сил и здоровья. Известный центр мирового туризма Гавайские острова в Тихом океане.

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти, бензина, керосина, отходов различных промышленных предприятий. Волны часто выбрасывают на берег океана мертвых птиц, измазанных нефтью. Они попадают в нефтяные лужи, образовавшие в результате аварии на танкерах. Перьевой покров птиц намокает, и они гибнут от переохлаждения. Кроме того птицы отравляются нефтяными продуктами, попадающими им в желудок и кишечник.

Нефтяные пленки не пропускают солнечный свет, нарушают газообмен между океаном и атмосферой, замедляют поступление кислорода в воду, а это отражается на жизни морских обитателей. В последнее время разработаны и разрабатывают способы очистки океана от нефти. Используют для уничтожения следов нефти эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки» Они всасывают нефть с поверхности воды. Специальные суда собирают твердый мусор, бутылки, банки, пластмассовые отходы. В настоящее время с целью охраны океана от загрязнения заключают международные соглашения по защите среды по сохранению видов растений и животных. Наблюдение и контроль за состоянием океана ведут с помощью современных приборов.

Помните, загрязнение губительно для всего живого. Океан, также как и суша нуждается в охране.

Воды океана действуют и на подсознание человека. Вспоминая живописное морское побережье, мы испытываем тоску по чистым и холодным просторам, желание вернуться и увидеть его еще раз – в водах есть какая-то притягательная сила. Вода никогда не бывает статичной, ее состояние описывают разными словами: «море плещет», «воды блещут», «катят волны», «шумят волны», «размеренный гул», «шипит снежно-белая пена, вскипая на морской гальке».

4. Закрепление материала:

В начале нашего урока была поставлена цель – выявить характерные особенности Тихого океана. Давайте их назовем:

– Самый большой по площади;
– Самый глубокий;
– Самый грозный и неспокойный;
– Обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана;
– Дает половину мирового улова рыбы.

А теперь проведем викторину, где вы покажите знания, полученные на уроке.

  1. Сколько материков омывает Тихий океан?
    2. Какое море наиболее богато разнообразными видами организмов?
    3. Как называется самый крупный моллюск океана?
    4. Корабли, какого мореплавателя впервые пересекли Тихий океан?
    5. Как называется группа активно плавающих организмов?
    6. У берегов, какого материка находится Большой барьерный риф?
    7. Что означает тайфун?
    8. Назовите самую глубокую отметку Тихого океана

    5. Итог урока

Выставление оценок за урок с комментарием.