Кадровая технология приема персонала на работу
Процедура приема персонала на работу состоит из 3 этапов (см. рис. 7).
Рис. 7. Основные этапы процедуры приема персонала на работу
Подбор претендентов – поиск претендентов для работы на вакантных рабочих местах.
Отбор кандидатов – процесс выбора из ряда претендентов на рабочее место одного или нескольких, соответствующих критериям отбора.
Наем персонала – оформление трудовых отношений с наиболее подходящим кандидатом на должность.
Процедура подбора претендентов на должность, в свою очередь, включает три этапа (см. рис. 8).
Рис. 8. Схема процедуры подбора претендентов
Целью первого этапа является определение параметров и критериев отбора кандидатов на должность.
Можно выделить требования к кандидату, предъявляемые видом выполняемых работ (см. рис. 9) и ее характером (см. рис. 10).
Рис. 9.
Как видно из рис. 9 описание рабочего места (должности) предполагает анализ основных должностных обязанностей сотрудника, технологии выполнения работы, эргономических, экономических и социальных условий труда. В результате анализа должны быть сформулированы требования к профессиональным знаниям, навыкам, опыту кандидата.
Рис. 10.
После составления полного перечня требований к кандидату на должность целесообразно выделить «минимальные» требования, без соответствия которым человек не может претендовать на данную должность. Как правило, в перечень «минимальных» требований обязательно включают квалификационные требования (образование, опыт) (см. рис. 11).
Рис. 11.
Полный перечень качеств, необходимых сотруднику для эффективной работы в данной должности, содержится в профессиограмме.
Вторым этапом процедуры подбора претендентов на должность является выбор источника и метода подбора претендентов.
В табл. 6 приведена краткая характеристика основных источников и методов подбора персонала на работу, их достоинства и недостатки.
Табл. 6. Источники подбора претендентов
Методы подбора |
Внутренний источник | Внешний источник |
1. Объявление о найме в средствах информации фирмы. 2. Просмотр картотеки личного состава кадров. 3. Опрос родственников и знакомых. 4. Запрос сотрудников. 5. Альтернативы найму – изменение трудовых отношений путем: • сверхурочной работы; • совмещения должностей; • временного наема кадров; • переноса отпусков; • многосменного режима работ. | 1. Объявления в средствах массовой информации. 2. Вербовка. 3. Компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии). 4. Биржа труда, рекрутерские фирмы, агентства. 5. Использование ярмарок, выставок, фестивалей для информации о вакансиях. 6. Наем студентов во время каникул. 7. Профориентация учащихся колледжей, вузов, школ. 8. Лизинг персонала. 9. Лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы. |
Достоинства |
Внутренний источник | Внешний источник |
1. Снижение затрат на привлечение персонала. 2. Более полная информация о возможностях кандидата. 3. Наглядное развитие карьеры. 4. Меньший срок поиска претендентов. | 1. Большой выбор кандидатов. 2. Возможность появления новых идей и приемов работ. 3. Меньшая психологическая напряженность в коллективе. 4. Удовлетворение количественной потребности в персонале. |
Недостатки |
Внутренний источник | Внешний источник |
1. Угроза возникновения психологической напряженности в коллективе. 2. Меньший выбор кандидатов. 3. Меньшая активность (недостатки организации менее заметны, привычны). 4. «Семейственность» = застой идей. 5. Может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте. | 1. Большие затраты на привлечение персонала. 2. Большой срок поиска. 3. Длительный период адаптации кандидата. 4. Отсутствие полной информации о возможностях кадров. 5. Возможность ухудшения рабочего климата – «обида» среди давно работающих. |
Выбор источника и метода подбора претендентов на должность позволяет решить ряд задач:
• привлечение наиболее подходящих кандидатов;
• исключение обращений со стороны лиц, мало подходящих для имеющихся вакансий. Это достаточно важный момент, поскольку перегрузка кадровой службы «обвалом» звонков от явно не подходящих кандидатов часто является пустой тратой времени и препятствием на пути реальных претендентов на должность;
• обеспечение достаточного числа обращений со стороны потенциальных претендентов на должность.
Рассмотрим рекомендации специалистов по составлению объявления о текущей вакансии.
Объявление должно отражать следующие моменты:
• название компании, информацию о ней;
• описание рода деятельности в терминах, понятных предполагаемой аудитории;
• характер предполагаемой работы;
• требуемая квалификация и необходимый опыт;
• диапазон оплаты и дополнительные льготы;
• форма подачи заявки (резюме);
• конечный срок (если он существует) подачи заявок.
Отбор кандидатов
Процесс отбора кандидатов на должность состоит из 7 основных этапов (см. рис. 12).
Рис. 12. Схема процедуры отбора кандидатов
На каждом этапе выявляются и отсеиваются кандидаты, не соответствующие предъявляемым требованиям.
Состав этапов зависит от ранга вакантного места в организационной структуре.
В ряде случаев, испытания разных этапов проводятся одновременно.
Анализ заявительных документов проводится с целью определения возможности участия претендента в конкурсе на вакантную должность (см. рис. 13).
Рис. 13.
В ходе анализа заявительных документов можно определить:
• уровень профессиональной подготовки;
• квалификацию;
• практический опыт;
• профессиональные навыки претендента.
На рис. 14 приведены состав пакета заявительных документов.
Рис. 14.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Свидетельства об образовании: аттестаты, сертификаты, дипломы.
Цель – определить соответствие кандидата требованиям организации по уровню образования и профессиональной подготовленности (см. рис. 15).
Рис. 15.
Особое место среди заявительных документов занимает РЕЗЮМЕ КАНДИДАТА.
Предварительная отборочная беседа
Цель – выявления общего соответствия умений, навыков и квалификации претендента предъявляемым требованиям, допуск к дальнейшим этапам отбора.
Проверка профессиональных и личностных качеств претендента
Цель – получение информации для объективной стандартизированной оценки кандидатов на должность, составление их индивидуальных персонограмм.
Табл. 8
Качества кандидатов | Методы |
Одаренность | Тесты на интеллектуальный уровень, способности (двигательные, сенсорные) Пример: IQ |
Социальные способности: • способность к контактам • способность к конфликтам | Интервью, дискуссии в группе |
Мотивация | Тесты |
Свойства личности: • характер • психологический портрет | • характерологические тесты • исследование устойчивости к стрессу Пример: тест Кеттела, MMPI |
Профессиональные способности | • тесты профессиональных способностей (пробная работа) • тесты на знания (например, Toefl) |
Профессиональный опыт | • интервью • документы |
Проверка состояния здоровья
Цель – определение физической пригодности кандидата к выполнению работы.
Медицинский осмотр, как правило, проводится с целью:
• убедиться, способен ли претендент справиться с будущей работой;
• предотвращения найма работников с болезнями «несовместимыми» с характером выполняемой работы (по перечню Минздрава РФ);
• предотвращения жалоб по поводу компенсаций по состоянию здоровья.
Дополнительные методы проверки
При отборе кандидатов на управленческие должности высокого ранга могут быть использованы дополнительные методы.
Табл. 9
Метод | Краткая характеристика |
Метод «мозговых предпочтений» | Определение доминирующих функций мозга: кора левого полушария – «математический» ум, кора правого полушария – «интуитивный» ум |
Детектор лжи | Определение честности кандидата |
Графологический анализ | Изучение психологического «портрета» кандидата, выявление «подозрительных» слабостей в структуре личности |
Тестирование на использование наркотиков | Иммунологические исследования, анализ мочи, радиоиммунологический анализ волос |
Астрологический прогноз | |
Собеседование
Собеседование по отбору персонала – это обмен информацией между представителями организации и кандидатом на занятие вакантной должности.
Цель представителя организации – принятие решения о наиболее подходящей кандидатуре.
Цель кандидата – получение детальной информации об организации, должности, функциях.
Специалисты выделяют 3 типа собеседований при найме персонала (см. рис. 14).
Рис. 16.
Критериальное собеседование представляет собой интервью, во время которого кандидату задаются вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью претендента, а его ответы оцениваются по заранее разработанной шкале оценок.
Ситуационное собеседование строится вокруг обсуждения реальной или гипотетической ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью кандидата.
Биографическое собеседование строится вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлого опыта. Оно дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни и на основании этого предположить, насколько успешно он сможет работать в должности, на которую претендует.
Характеристика основных стадий собеседования приведена в табл. 10.
Табл. 10. Стадии собеседования при отборе на работу
Стадии | Содержание разговора | Преимущественные функции |
1. Предварительная стадия | Приветствие, взаимное представление. Допускаются вопросы об уровне знаний кандидата о предприятии для выяснения «интенсивности его интересов». Заверение кандидата о конфиденциальности беседы. | Создание атмосферы доверия. Снижение барьеров и порога страха. |
2. Основная стадия | Выяснение личного, семейного и социального фона кандидата (например, вопросы о происхождении и занятиях в свободное время). Выявление образовательного пути кандидата, включая повышение квалификации и стажировки. Выяснение профессионального развития и профессиональной квалификации. Вопросы по профессии, профессиональным планам; выяснение критической оценки прежнего поля деятельности, уточнение основания для желания сменить место работы. Информирование кандидата о предприятии (организации), отделе, рабочей группе, должности и ответы на вопросы кандидата. | Проверяется, подходит ли кандидат к предполагаемой рабочей группе по своим способностям к контактированию и интеграции. Определение степени мобильности и гибкости. Получение опорных точек о готовности претендентов к образованию и стремлении к своему развитию. Заключение о кандидате относительно инициативы, самооценки, способности к самокритике, оснований для частоты смены должностей. Проверка письменной информации. Избежание неправильных или искаженных представлений со стороны кандидата о месте работы. |
3. Заключительная стадия | Заключение разговора: резюме о результатах собеседования, определение срока принятия решения. | Мотивация для времени раздумий. |
Специалисты рекомендуют оценивать кандидата по результатам собеседования непосредственно после собеседования по стандартной форме.
По результатам собеседования менеджер может:
Рекомендовать принять на работу.
Рекомендовать для следующего собеседования.
Рассмотреть как кандидата на другую должность.
Отказать.
Принятие решения
Право принятия решения о найме принадлежит непосредственно руководителю функциональной сферы, в которой образовалась вакансия и руководителю организации.
Найм на работу оформляется заключением трудового договора (контракта) и приказом о приеме на работу.
Трудовой договор – это документ, регламентирующий права и обязанности сотрудника предприятия и администрации, подписывается сотрудником и представителем администрации.
Контракт – это особая форма трудового договора между работником и администрацией, оговаривающая не только трудовые, но и иные отношения, а также права и обязанности ответственных сторон.
Кодекс законов о труде РФ предусматривает 2 формы трудового договора:
1. Контракт, заключенный на неопределенный срок.
2. Срочный трудовой договор, к которому работодатель прибегает, если пользуется услугами работника в течение определенного срока.
Контракт обсуждается с работником до его выхода на службу и подписывается либо после обсуждения, либо в первые дни работы.
Контракт обычно состоит из следующих основных разделов:
1. Общие положения: кто и с кем заключает контракт, срок его действия, условия об испытательном сроке.
2. Обязанности сторон.
3. Ответственность сторон за неисполнение обязанностей: ответственность за ущерб, причиненный предприятию, ответственность предприятия за ущерб, причиненный здоровью работника.
4. Основания и порядок расторжения и продления договора.
5. Порядок рассмотрения трудовых споров.
Контракт может включать условия об установлении испытательного срока, о совмещении должностей, о выполнении обязанностей определенного должностного лица на время его отсутствия, о соблюдении коммерческой тайны и т.п.