Урок по окружающему миру во 2 классе по теме: «В мире птиц»
Организация: МБОУ «СОШ №63»
Населенный пункт: город Чебоксары
УМК: «Школа России».
Класс: 2 класс.
Тема: Разнообразие птиц
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель:- Познакомить с особенностями птиц. Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание
- формировать понятие о разнообразии видов птиц, об особенностях внешнего вида, повадках и приспособлении их к среде обитания
- выделять существенные и отличительные признаки птиц
- воспитывать бережное отношение к птицам
Задачи:
Познакомить детей с птицами, с особенностями их поведения;
Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты.
Предметные:
называть признаки птиц, выделять главный из них;
учиться слушать и находить ответы в рассказе;
учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
учиться сравнивать, находить общее и различное.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Коммуникативные:
уметь озвучивать правила и следовать им;
уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
умение давать определение понятиям;
учиться анализировать и сравнивать;
учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.
уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.
Структура урока: мотивация, актуализация, осмысление, первичная проверка понимания, организация первичного повторения, анализ, рефлексия, домашнее задание.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, информация о видах птиц, знакомство с новыми видами птиц, информация об их данных, игровой момент.
Межпредметные связи: Русский язык, ботаника, география, экология
Оборудование урока:
цветные карандаши;
карточки с заданиями для работы в группе и индивидуальной работе;
карточки для самооценки работы
мультимедийная презентация к уроку.
компьютер;
мультимедийный проектор;
Ход урока
I. Организационный момент. Вход по билетам .Рассаживаются по группам.
- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня всех успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
- Ребята поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями. У нас сегодня необычный урок- путешествие .
- Как мы распределились? (по группам)
- А как нужно работать в группе, что самое главное? (договариваться, слушать друг друга, не перебивать, тихо работать)
II. Повторение:
- Какие темы мы изучали на прошлых уроках?
- Проверим хорошо ли вы их усвоили?
- Об этом мы узнаем играя в игру «Да-Нет»
1. Работа в группе: Игра «Да- Нет». Если ответ да, то поднимаете зеленый кружок, если нет - красный.
-Тело пресмыкающихся покрыто перьями? (нет)
- У ужа по бокам два желтых пятна? (Да)
- Змеи не имеют конечностей? (Да)
- Ящерицы и змеи – растительноядные животные? (Нет)
- Уж, гадюка, ящерица –это пресмыкающиеся? (Да)
2. Кроссворд. (на доске рисую).Вызываю ребенка к доске, чтобы он написал.
- Я предлагаю вам вспомнить группу животных, отгадав этот кроссворд.
По горизонтали.
- У этих животных три пары ног? (насекомые)
- Эти животные живут на земле и в воде? (земноводные или амфибии)
По вертикали.
- Животные, тело которых покрыто шерстью? (звери)
- Водные животные, тело покрыто чешуей и есть плавники? (рыбы)
- Как назвать одним словом: змей, ящериц, черепах? (пресмыкающиеся или рептилии)
- Определить, какая группа животных спряталась в оставшихся клетках, вам поможет загадка и эти голоса. ( Звук леса и пение птиц):
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы
Одним словом это…(Птицы)
III.Сообщение темы. Постановка задач.
- Значит тема нашего урока «Птицы». Птицы населяют все уголки нашей планеты. Общее число превышает сто миллиардов.
- Чему вы бы хотели научиться на уроке ?
* Подробнее познакомимся с внешним видом птиц
* Определим, какие виды перьев, клюв и голоса бывают у птиц
* Разделим птиц на группы по способу питания и обитания
* Воспитание бережного отношения к птицам в природе
- Давайте послушаем голоса птиц и угадаем их по голосу. Игра «Угадай по голосу» (кукущка, сова, соловей, воробей). В какой группе будет и эта группа поднимает рисунок птицы.
После того, как дети угадают голос птицы , ставлю картинку у доски.
Игра «Подпиши название птиц» (карточки№1)
Строение птиц. Игра «Найди части тела птицы» ( соединяют части тела в целую птицу.1 ребенок у доски.)
- Каково строение птицы?
- Для чего нужны крылья? Хвост?
- Для чего нужны ноги?
- Для чего клюв?
- А перья?
- Чем питаются птицы?
III.1.
- Послушайте, пожалуйста, загадки.
- Птица я, но не летаю,
Зато плаваю, ныряю,
Тёплый чёрный фрак ношу.
Я в Антарктике живу.
Осьминогов обожаю,
Много рыб на вкус я знаю.
Ем моллюсков и планктон.
Очень нравится мне он.
(Пингвин)
- Я птица, хоть и не летаю.
Зато я самая большая.
Я крылья слабые имею.
Но бегать быстро я умею.
Ем насекомых и цветы,
Растений завязи, плоды.
Живу я Африке большой.
Полупустыни – домик мой.
(Страус)
На слайде появляются пингвин и страус.
Вывод: пингвин и страус – птицы, но они не летают. Значит умение летать – это не главный отличительный признак для птиц.
Физкультминутка «Птицы»
Давайте теперь разомнёмся.
— Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают (клюют)
Перышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зернышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. (улетают, садятся)
- Ребята, скажите, пожалуйста, почему у птиц разное строение клюва?
- Чем они похожи (прочные, острые) и чем отличаются (цветом, формой, размером).
- У насекомоядных птиц клюв тонкий, острый.
- У зерноядных короткий, толстый и сильный.
- У хищных— острый, загнутый вниз, нужен для разрывания мяса.
- У водоплавающих— плоский, с роговыми пластинками и зубчиками, которые удерживают скользкую пищу.
- Игра «Угадай, кто что ест?». Давайте разделим их по способу питания .( слайд. Показ фото птицы с едой в клюве)
- А как еще можно разделить птиц?
- Правильно, по месту обитания. ( Домашние, дикие :зимующие, перелетные, водоплавающие,кочевые)
- Как вы считаете, какой же главный признак птицы от других животных? Найдите общий признак для всех птиц? (перья)
- Так кто же такие птицы?
Вывод: Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
- Как еще называют птиц? (пернатые)
* Перья (Посмотрите на перо птицы. У птиц несколько видов перьев: маховые для полета, рулевые – направляют движение, покровные- защишают, пуховые- сохраняют тепло). Игра «Соедини названия перьев с их назначением»
- Опыт с пером намочив его в воде, на ладошке подуем.
Итог.Рефлексия.
- Что общего у птиц? «Кластер»
У птиц есть:
* Клюв
*Две ноги
*Крылья
*Высиживают птенцов
*Откладывают яйца
* Перья
* Летают
- Ребята, мы подробнее познакомились с внешним видом птиц.
Определили, какие виды перьев, клюв и голоса бывают у птиц.
Разделили птиц на группы по способу питания и обитания
- Чем можно помочь птицам зимой?
Паша нам расскажет стихотворение о них. Стих «Берегите птиц» Т.Евдошенко. (Раздаю птиц всем детям )
- Так и трудится птица до конца жизни, принося пользу природе. А о том, какую пользу приносят птицы нам расскажет Никита.
- К сожалению, многие птицы занесены в Красную книгу. Артем расскажет нам о птицах Чувашии, которые занесены в Красную книгу.
Игра «Опиши птицу»
Игра «Верно- не верно»
Взаимопроверка.
Итог урока. Рефлексия.
К вам на парты прилетели птицы. Возьмите их и поселите на дерево. Если вам на уроке было легко, вы все поняли, поселите свою птичку на вершину дерева. Если вам было трудно, но вы справились- на нижние веточки. Если вам было трудно и вы плохо поняли материал – на травку под дерево.
Домашняя работа. Приготовить реферат о птице по выбору.