СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения "М.М.Зощенко "Глупая история. Галоши и мороженое" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения "М.М.Зощенко "Глупая история. Галоши и мороженое" 4 класс»

Урок: литературное чтение.

Класс: 4.

Тема: Михаил Михайлович Зощенко «Глупая история, «Галоши и мороженое»

Цели:

- Вызвать у учащихся интерес к творчеству М. Зощенко. Познакомить учащихся с фактами биографии писателя, с его рассказами «Глупая история», «Галоша и мороженое».

- Развить понятия «юмор» и «сатира», «художественные приёмы (средства) изображения комического».

- Развивать познавательную активность и любознательность, творческие способности учащихся.

- Развивать умение формулировать основную мысль текста;

- Учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей; отличать хорошее от плохого;

- Воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости;

- Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память.

Предварительная работа: сбор обучающимися информации о биографии М. Зощенко, подготовка сюжетных картинок по плану рассказа М. Зощенко «Глупая история» (1 группа), «Галоши и мороженое».

Оборудование урока: выставка книг М. М. Зощенко, портрет писателя, компьютер, аудиозапись рассказов М. Зощенко «Глупая история» и «Галоши и мороженое», презентация, проекты учащихся.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

- учить определять цель деятельности;

-проговаривать последовательность действий;

-высказывать своё предположение о содержании текста;

Познавательные УУД:

- учить ориентироваться в тексте, иллюстрациях;

- критически анализировать текст через «диалог с автором»;

-преобразовывать информацию;

Коммуникативные УУД:

- учить слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- работать в группах.

Личностные результаты:

- развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно!

Речевая разминка.

Работа с пословицей. Соберите пословицу по слогам.

Маленькие детки - маленькие бедки.

- Как вы понимаете слова бедки?

- Прочитайте пословицу медленно, быстрее, ещё быстрее.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Подводящая беседа.

- Какой раздел мы с вами закончили изучать?

- С какими авторами познакомились?

- В каком стиле писал М. Зощенко?

Нам живется лучше всех,
Потому что с нами - Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были - смеемся!
Утром выглянем в окно,
Дождик льет, а нам смешно!
Если в школу путь лежит,
Рядом с нами смех бежит.

Смех бывает разный: грустный и счастливый, обидный и приятный, злой и добрый. Но есть и еще один смех – поучительный, когда смешные ситуации не просто развлекают нас, но и заставляют задуматься о чем-то серьезном. Вот так по-особенному мы сегодня будем смеяться, когда познакомимся с произведениями Михаила Зощенко.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творческой биографией писателя, проанализируем его рассказы «Глупая история» и «Галоши и мороженое».

4. Постановка целей урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся …

  • Мы узнаем …

5. Изучения материала

1) Знакомство с биографией писателя.

- Ученики нашего класса подготовил небольшое сообщение об этом писателе. Каждая группа каждая группа собирала информацию о его этапах жизни. (1 группа – рождение и детство, 2 группа – служба в армии, 3 группа – литературная деятельность, 4 группа – название произведений, тема и главная мысль рассказов).

2) Работа с произведениями.

Прослушивание рассказов М.Зощенко.

Вопросы к рассказам.

- Ребята, давайте определим понятие «юмора» и «сатиры».

Мы прослушали два рассказа М.Зощенко, но в каком же из них присутствует юмор, а в каком – сатира?

-Кто главные герои рассказов?

-От чьего имени ведётся повествование?

- Что натворили дети? Родители? Расскажите их действия.

- Назовите главную мысль рассказа «Глупая история», «Галоши и мороженое».

- Что высмеивает писатель в рассказе «Галоши и мороженое» и «Глупая история»?

- Что вызвало смех в этих произведениях?

Музыкальная физминутка.

6. Закрепление изученного материала.

1) Презентация проектов.

1 группа – рассказ по сюжетным картинкам к произведению М.Зощенко «Глупая история».

2 группа – рассказ по сюжетным картинкам к произведению М.Зощенко «Глупая история».

2) Игра «Цитата из рассказа».

Узнайте, как называется рассказ по цитате из текста.

а) «...В течение двух лет я запрещаю Леле и Миньке кушать мороженое. И спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они это сладкое...». (Галоши и мороженое).

б) «…Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось - он на ножках стоять не может…» (Глупая история)

в) «…А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают... (Глупая история)

г) «... Нет, дети, вы меня окончательно расстраиваете своей торговлей. Одна галоша дамская, другая – с мужской ноги, рассудите сами: на что мне такие галоши?» ( Галоши и мороженое)

7. Итог урока.

- М. М. Зощенко не просто воспроизвёл эпизод своего детства. Он и для нас, читателей, хотел донести какую – то очень важную мысль. Какую мысль?

- Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать?

- Ответьте на вопрос: «Хочу ли я прочитать другие рассказы М. Зощенко? Почему?»

- Достигли ли мы целей урока? Какие цели мы достигли?

8. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…