Конспект урока/внеклассного мероприятия по теме: «Я иду на выборы?!» Цель:
Познакомить учащихся с сущностью роли избирателя, принципами действий грамотного избирателя.
Образовательные задачи:
1.Что такое выборы?
2.Избирательное право.
3.Избирательный процесс.
Цель урока: Получение учениками знаний о принципах и процедуре
современных выборов.
Задачи урока:
Образовательная задача:
1. Расширить знания учащихся о сущности демократических выборов;
2. Познакомить с принципами избирательного права;
3. Сформировать представления об избирательном процессе и избирательных системах.
Развивающие задачи:
системах.
Развивающая задача:
1. Продолжить формирование у учащихся умений использовать дополнительные источники, делать обобщения, выводы, решать проблемные задачи, формулировать и аргументировать свою точку зрения;
дополнительные источники, делать обобщения, выводы, формулировать и
аргументировать свою точку зрения;
2. Развивать умение оперировать терминами и понятиями по данной теме,
Воспитательные задачи:
раскрывать на примерах важнейшие теоретические понятия и приводить
примеры явлений, действий, ситуаций связанных с реализацией
избирательного права.
Воспитательная задача:
1. Способствовать формированию активной жизненной позиции и пониманию учащимися необходимости активного участия в выборах;
учащимися необходимости активного участия в выборах;
2. Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга.
Ожидаемые учебные результаты:
Учащиеся должны:
характеризовать алгоритм действий избирателя;
объяснять причины уклонения граждан от участия в выборах;
овладеть принципом работы с программными документами политических партий,
приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии;
приобрести навыки решать проблемные задания;
вырабатывать навыки работы в группе.
Отношения, ценности, внутренние установки: в процессе изучения темы способствовать формированию политического сознания и политической культуры
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:
Предметные:
Научиться владеть понятием «избиратель», «выборы», «избирательная система»; оценивать предвыборные программы и заявления кандидатов с точки зрения их актуальности и реалистичности, соответствия собственным взглядам и ожиданиям.
Метапредметные:
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Выявлять причинно-следственные связи политического процесса, прогресса общества
Личностные: Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; мотивированность и направленность ученика на развитие политической культуры личности и общества
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, таблички на столах с названиями политических партий, листочки для жеребьевки по количеству учеников в классе, мультимедийная презентация, система голосования «Vote»
Тип урока: урок - «открытие новых знаний», с элементами деловой игры
План урока.
1. Мотивация.
2. Проблема абсентеизма. Причины неучастия граждан в выборах. Аргументация позиций ученика.
3. Деловая игра «Я иду на выборы».
4. Рефлексия.
Мотивация.
Учитель: (слайд 1) Английский драматург У.Шекспир устами героя своей пьесы произнес: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры». Политическая жизнь – тоже сцена, и в ней есть свои действующие лица, свои участники политического действа, за каждым из которых закреплена особая роль. Политика - это еще и рынок, на котором конкурируют идеи, программы. Политические партии, их лидеры, общественные движения, средства массовой информации борются за наши умы, души, голоса.
Ежегодно в России, в единый день голосования, проходят выборы должностных лиц разного уровня власти.
Главным политическим событием в России являются выборы в Государственную Думу Федерального собрания РФ.
Гражданам предстоит решить, в каком направлении должная развиваться наша страна, за кого отдать свой голос. Известно, что не все ходят на выборы.
(слайд 2,3) Я предлагаю вам сегодня представить себя в роли гражданина достигшего совершеннолетия, в роли избирателя.
Прием «Открытый микрофон». Представьте, что вам предстоит участвовать в выборах. Какую позицию вы займете: «Я пойду голосовать « или «Я не пойду голосовать». Аргументируйте свою позицию
Учитель: Мне отрадно слышать, что есть те кто собирается участвовать в выборах. Кроме того, одной из причин неучастия, является то что человек не знает как и за кого голосовать.
Поэтому я предлагаю вам попробовать себя в роли избирателя в ходе деловой игры «Я иду на выборы ?!», тема которой созвучна с темой урока.
Учитель: (слайд 4,5) Напомню вам, что выборы – это избрание должностных лиц путем голосования.
Сегодня мы с вами будем выбирать депутатов ГД ФС РФ.
Депутаты ГД выбираются согласно избирательному закону 2014 года, по которому
450 депутатов ГД избираются следующим образом. 225 депутатов по мажоритарной избирательной системе, по которой мы голосуем за кандидатов, понравившихся нам лиц, и 225 депутатов по пропорциональной избирательной системе, по которой мы голосуем за партию.
ДЕЛОВАЯ ИГРА.
Организационный этап.
Учитель: (слайд 6) Мы будем выбирать партии, которые будут баллотироваться в Думу. Это партии – Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия и Парнас.
Учитель: (слайд 7) Прием «Мозговой штурм».Прежде чем мы с вами проголосуем, давайте ответим на один вопрос:
Каков алгоритм действий грамотного избирателя? Что он должен сделать для того, чтобы определить за какую партию ему проголосовать? Каковы ваши идеи?
В ходе работы записываем алгоритм избирателя
Алгоритм действий избирателя
Изучить информацию о партии на официальном сайте
Выяснить зарегистрирована ли партии в Минюсте
Проанализировать программу партии
Проанализировать деятельность партии и ее лидера
Сделать вывод
Учитель: Прием Жеребьевка «5 столов» (приложение 1)
Для анализа программ политических партий нам необходимо разделиться на несколько групп. Для этого мы проведем жеребьевку. У вас на столах лежат тоненькие полосочки бумаги с определенной информацией. Разберите их между собой и определив о какой партии идет речь, вы определите ту группу к которой вы относитесь, они называются в соответствии с названием партий.
Давайте, проверим. …
Листочки для жеребьевки столов
Лидер партии – В. Жириновский (ЛДПР
Лидер партии – Г.Зюганов КПРФ
Лидер партии – Д.Медведев ЕР
Лидер партии – С.Миронов СР
Лидер партии – М. Касьянов Парнас
Программа партии основана на либерально-демократической идеологии ЛДПР
Идеология партии – коммунистическая КПРФ
Это самая массовая партия в России ЕР
Главная цель партии – справедливость СР
Идеология партии основана на крайне правой либеральной идеологии Парнас
Автор гимна партии – ее же лидер ЛДПР
Девиз партии «Россия, труд, народовластие, социализм!” КПРФ
Флаг партии – желто-красный СР
Символ партии – медведь ЕР
Слоган партии - «Поднимай волну перемен!» Парнас
Цвет партии – синий ЛДПР
Гимн партии – «Интернационал» КПРФ
В бюро Высшего совета партии входит С.Шойгу ЕР
Партия проводит программу «За справедливость в ЖКХ» СР
Эта партия будет впервые участвовать в выборах Парнас
На эмблеме партии изображен орел ЛДПР
В 20 веке партия проповедовала принцип: «От каждого по способностям, каждому - по труду» КПРФ
У этой партии самая большая фракция в Государственной Думе ЕР
Партия поддерживает институт «Справедливый мир» СР
Символ партии – рубиновый бык. Парнас
Спасибо, мы с вами сейчас не только разделились на группы, но и познакомились с партиями.
1 этап игры (слайд 9) Работа групп.
Учитель: У вас на столах лежат файлы с желтыми листами бумаги, на которых выдержки из программ политических партий. На них текст с заданием. (Приложение 2). Ваша задача, проанализировав выдержки из программ партий, выделить по три сильные и слабые стороны программы, на которые вы хотели бы обратить внимание избирателей, которым предстоит сделать выбор. Ваше выступление – 1 минута.
2 этап игры (слайд 10) Выступление групп.
3 этап игры (слайд 11) Голосование. Используем систему голосования «Vote».
Учитель: Итак, наступает кульминационный момент. Мы выслушали анализ программ. Вам необходимо сделать выбор и отдать свой голос за ту партию, программа, которой наиболее близка вашим политическим взглядам Теперь переходим к голосованию.
Система голосования «Vote»
1. Нажать в программе старт голосования
2. Должны загореться разноцветные кнопочки на пультах
3. Выберите партию и нажмите соответствующую кнопку
4. Нажать конец голосования.
5. посмотреть результаты голосования
4 этап игры (слайд 12). Определение количества мест в ГД, которое получит та или иная партия.
Учитель: По закону результаты выборов обнародуются. Мы с вами как грамотные избиратели можем подсчитать, сколько мест займет та партия, за которую мы отдали свой голос. Ребята, в соответствии с правилами пропорциональной избирательной системы, подсчитайте, сколько мест получит ваша партия в соответствии с результатами нашего голосования.
Учащиеся подсчитывают.
Учитель: Результаты выборов, всегда показывают, что интересы у разных социальных групп, проживающих в одном государстве, бывают прямо противоположными и зависят от их интересов.
5 этап игры (слайд 13)Самоанализ.
Учитель: Давайте подведем итоги сегодняшнего урока и начнем с самоанализа
С какими трудностями вы столкнулись сегодня в ходе работы на уроке?
Что помогало вам справиться с поставленными задачами?
Подведение итогов занятия.
1. Прием «Корзина идей» (слайд 14)
Учитель: Сегодня на уроке мы выяснили, что роль избирателя достаточно сложна. Но для сохранения демократии граждане должны участвовать в выборах. Используя прием «Корзина идей» Предложите, что необходимо делать в государстве и обществе, чтобы граждане ходили на выборы.
2. Творческое задание: (слайд 15,16)
Учитель: Активная роль граждан зависит и от того насколько развита пропаганда активной гражданской позиции в обществе. Придумайте плакат, листовку, агитку, призывающую граждан идти на выборы.
Заключение:
Учитель: Все кажется предельно простым... Нет на свете ничего более справедливого и прекрасного, чем выстраданная веками демократия. Однако на деле обстоит несколько иначе... A.M. Пятигорский пишет: «Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. История XX в. показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана несвободными людьми... Свобода становится все более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... идеал «абсолютно частной жизни» может обернуться на пороге XXI века новым тоталитаризмом...»
Домашнее задание: (слайд 16): Написать эссе (на выбор):
«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А.Линколь)
«Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» (И. Кант)